Фото: ESB Professional/ shutterstock.com
Джабир (р.а.) повествует:
«Я видел Расулюллаха ﷺ во время его прощального хаджа. Сидя верхом на своем верблюде по кличке Кусва, он произносил хутбу.
«Эй, люди! Оставляю вам Книгу Аллаха, мою итру и мое семейство (ахли-бейт), чтобы вы держались за них и не впадали в заблуждение».
Тур-Пушти (р.а.) в своих комментариях приводит суждения относительно использованного в данном высказывании слова «итра».
«Итра» означает близкие для человека люди. Часть ученых говорили, что здесь имеются в виду потомки Абдул-Мутталиба.
Итра человека – это его домочадцы, будь они близкими или дальними родственниками. Исходя из словарного значения слова, было сказано, что это семйство человека и близкие из его рода. Когда слово «итра» используется рядом со словом «ахли-бейт», тогда оно означает родственников со стороны его отца, а также его пречистых жен.
Зейд бин Акрам (р.а.) привел по данному поводу такое высказывание Расуль-Акрама Предание о Расуль-Акраме ﷺ: «Оставляю вам две вещи, чтобы после меня вы держались за них»: «Оставляю вам две вещи, чтобы после меня вы держались за них (были к ним привязанными). Одна из них более великая по сравнению с другой. Это Книга Аллаха – вервь, протянутая с небес до земли. Вторая – моя итра, мои ахли-бейт. Не расставаясь друг с другом, они доберутся до моего водоема. Ищите пути, как вам стать преемниками этих двоих».
Тыйби (р.а.) в своих комментариях пишет: «Быть к чему-то привязанным, держаться чего-то, можно лишь оберегая его. Аллах Всевышний в шестьдесят пятом аяте суры «Хадж» сказал:
«Он удерживает небо, чтобы оно не упало на землю без Его соизволения».
Нужно хвататься лишь за то, за что можно держаться. В тех местах, где говорится о необходимости держаться, также сказано о том, за что нужно держаться, – это вервь.
Из слов «Книга Аллаха - это вервь, протянутая с небес до земли» становится понятным следующее: как будто люди собрались в таком месте, где полно всего такого, чего желает их натура, их похоть, и вот они уже готовы исполнить мерзкие желания своего нафса, а Всевышний Аллах из милости желая, чтобы люди возвысились, протягивает им вервь Куръан-Карима. Кто ухватится за эту вервь, те спасутся от опасности, а оставшиеся погибнут.
Держаться за Священный Куръан, значит исполнять сообщенные в нем повеления, избегать его запретов. Держаться же за ахли-бейта, значит любить их, побуждать к этому других, двигаться по их пути.
В одном хадис-шарифе, также переданном Зейдом бин Акрамом (р.а.), Расулюллах говорит Али, Фатиме, Хасану и Хусейну: «Я стану воевать с теми, кто воюет с вами. Кто заключит с вами перемирие, с теми я заключу мир». Слова «воевать, перемирие» здесь использованы в широком смысле, как дружественные или враждебные отношения.
Портрет идеального человека: каким был пророк Мухаммад ﷺ?
Фото: Raisman/ shutterstock.com
У почтенной Аиши (р.а.) спросили: «Кто из людей был наиболее любим Расулюллахом?»
«Фатима», – ответила она.
«Кто из мужчин был самым любимым?»
«Супруг Фатимы», – было ответом».
Абу Саид (р.а.) в одном хадис-шарифе привел такое высказывание: «Хасан и Хусейн – покровители (сейиды) юношей в Раю».
Имам Навави (р.а.) в своей фетве говорит:
Этот хадис достоверный (сахих) или нет? Каков его смысл? Интересно, они умерли молодыми или постаревшими?
Твердо установлено, что хадис передан от Абу Саида аль-Худри (р.а.). Имам Тирмизи (р.а.) говорил: «Этот хадис-шариф хороший (хасен) и достоверный (сахих)».
Как передано от Анаса бин Малика (р.а.), про достопочтенного Абу Бакра и Умара (р.а.) Расулюллах ﷺ сказал: «Эти двое - покровители (сейиды) пожилых обитателей Рая из первых и последних поколений, кроме пророков (мир им)».
Тирмизи (р.а.) говорил: «Этот хадис-шариф хороший (хасен)». Иначе говоря, его передатчики - люди правдивые и надежные, но не обладают такой крепкой памятью, как передатчики сахих-хадисов.
Достопочтенные Абу Бакр, Умар, Хасан и Хусейн(ра) – все они умерли в пожилом возрасте. В приведенном выше хадисе сказано: «Хасан и Хусейн - покровители (сейиды) тех, кто вошли в Рай молодыми». Они были в возрасте сорока шести и пятидесяти пяти лет.
Было сказано: «Покровители (сейиды) вошедших в Рай пожилыми - Абу Бакр и Умар». Им было по шестьдесят три года.
Все обитатели Рая будут в возрасте тридцати трех лет. Отсюда понятно, что в Раю они будут покровителями тех, кто умерли, будучи одного возраста с ними, или же чуть моложе или постарше.
Усама бин Зейд (р.а.) рассказывал:
«Однажды ночью я приходил к Расулюллаху ﷺ по какому-то делу. Посланник вышел, чем-то укрывшись.
Закончив свое дело, я спросил: «О Расулюллах! Что у Вас под накидкой?»
Он раскрыл накидку. У него в объятьях были Хасан и Хусейн.
«Эти двое – мои сыновья. Это два сына моей дочери. Йа Рабби! Я люблю этих двоих. И люблю тех, кто их любит».
Анас бин Малик (р.а.) поведал:
«У Расулюллаха ﷺ спросили: «Кого из Вашего ахли-бейта Вы любите сильнее?»
Он ответил: «Люблю Хасана, Хусейна и Фатиму. Позовите двух моих сыновей. Хочу вдохнуть их аромат и прижать их к груди».
Бурайда (р.а.) поведал:
«Расулюллах ﷺ читал хутбу. Падая и вставая, прибежали Хасан и Хусейн. Они были совсем маленькими. На них были надеты красные рубашки. Расуль-Акрам спустился с минбара и поставил их обоих на минбар перед собой. Затем он прочел аят:
«Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются искушением и что у Аллаха - великая награда».
Я посмотрел на этих двух моих сыновей. Они шли, падая и вставая. Я не стерпел, прервав свою речь, поднял их наверх», - сказал он.
В одном хадис-шарифе, который передал Йа'ла бин Мюрра (р.а.), приводится такое высказывание Расулюллаха ﷺ : «Хусейн – от меня, и я – от Хусейна. Кто любит Хусейна, того возлюбит Аллах. Хусейн – внук из внуков».
Шарих Тыйби в своих комментариях приводит такие слова Кади (р.а.):
«Посланник Аллаха ﷺ через нур пророчества увидел события, которые выпадут на долю Хусейна. Поэтому он особо упомянул достопочтенного Хусейна. Он сообщил, что любовь и уважение к Хусейну, равно как и ненависть к нему, борьба с ним, касаются и лично его.
Фото: Rawpixel.com/ shutterstock.com
Затем он сказал: «Кто любит Хусейна, значит, тот любит Расулюллаха, а следовательно, любит и Всевышнего Аллаха, поэтому любящего Хусейна возлюбит Всевышний Аллах».
Тур-Пушти (р.а.) так разъясняет слова: «Хусейн – внук из числа внуков»:
«Слово «сибт» (внук) образовано от слова «себат», имеющего значение «дерево, имеющее один ствол и множество ветвей».
В таком случае, данная фраза из хадис-шарифа обретает следующее значение: «Поистине, он – одна ветвь потомков Расулюллаха».
Также в одном хадис-шарифе сказано: «Хасан и Хусейн - два внука Расулюллаха». Это тоже означает: «Две ветви потомков Расулюллаха». Можем также сказать, что сибт означает род. Два рода потомков Хасана и Хусейна. Эти двое являются родоначальниками, а их дети и внуки – два их рода».
Хазрати Али (р.а.) говорил: «Хасан похож на Расулюллаха от груди до головы, Хусейн - ниже груди».
Хузайфа (р.а.) поведал: «Я попросил у матери разрешения, чтобы читать вечерний намаз вместе с Расулюллахом (а.с.) и попросить его помолиться за мою мать и за меня. Я пришел и прочел вечерний намаз вместе с Расулюллахом. Потом он снова начал читать намаз. После чтения ясту-намаз, он возвращался домой. Я пошел за ним. Он заметил, что я иду за ним, и спросил: «Кто идет? Это Хузайфа?»
«Да», – ответил я.
«Чего ты хочешь? Да простит и помилует Всевышний Аллах тебя и твою мать».
Затем он поведал: «Этой ночью спустился ангел, который до сих пор ни разу не спускался на землю. Он попросил у твоего Господа дозволения, чтобы поприветствовать меня и сообщить мне радостную весть о том, что Фатима является покровительницей (сейиде) женщин в Раю, а Хасан и Хусейн являются покровителями (сейид) юношей в Раю».
Ибн Аббас (р.а.) сообщает:
«Расулюллах ﷺ посадил Хасана себе на плечи. Один человек сказал: «На каком хорошем коне сидишь ты верхом!»
Расулюллах ﷺ сказал на это: «Сидящий верхом тоже как хорош!»
Предание: «Вы не приняли ни дунью, ни Рай, что же вы желаете?»
Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»