Фото: Rawpixel/ elements.envato.com
Зикр обычных людей – это когда раб поминает своего Господа любыми угодными ему зикрами и при этом не избавляется от своих пороков: показухи, самодовольства, обмана и т.д., но в то же время преследует цель получения вознаграждения от Всевышнего Аллаха.
Зикр особых людей – это когда раб поминает своего Господа определёнными видами зикров, в определённой форме, при этом преследуя цель познания Великого Аллаха, очищая свою душу от всякого порочного качества, украшая её почётными свойствами и стремясь к познанию глубоких таинств своей души. Для таких видов зикра используются обычно чётки, дабы не утомлять себя и не отвлекаться подсчётом.
Некоторые считают, что совершать зикр в особой форме, в определённое время и определённое количество раз, то есть вирд суфиев является нововведением (бидʻа). Такое мнение неверно (батыл) с точки зрения Корана, Сунны и Иджма (единогласное мнение авторитетных ученых).
В 205-м аяте суры «аль-Аʻраф» сказано:
وَاذكُْر رَّبَّكَ فِ نَفْسِكَ تَضَرُّعاً وَخِيفَةً وَدُونَ الَْهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِلْغُدُوِّ وَا آصَالِ وَ ا ل ل
تَكُن مِّنَ الْغَافِلِينَ
И поминай Аллаха с трепетом [и надеждой на принятие] и страхом [что твои мольбы не будут приняты] тихо, а не громко, – утром и вечером. И не будь из беспечных [кто забывает о намазе и поминании Аллаха].
Выражение «тихо» в данном аяте определяет особый способ зикра, а «утром и вечером» – предпочтительное время суток для данного специального зикра («Та ха», 42 аят, «аль-Бакара», 200 аят, «аль-Ахзаб», 42 аят, «Каф», 39 аят).
В 103 аяте суры «ан-Ниса» приказ Аллаха «А закончив намаз, поминайте Аллаха» является доказательством того, что необходимо делать зикр отдельно, помимо намаза. А в 45 аяте суры «аль-ʻАнкабут» говорится:
إِنَّ الصَّلَةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ وَلَذِكْرُ اللَِّ أَكْبَرُ
Поистине, намаз оберегает от грехов и ослушания [Аллаха]. Поминание Аллаха – важнее всего! Упоминание в этом аяте после намаза о «зикре Аллаха» является еще одним доказательством в пользу методов зикра, применяемых тарикатами вплоть до наших дней.
Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com
В хадисах Пророка ﷺ содержится много примеров этого особого зикра. Известно, что таким видным сподвижникам как Абу Бакр, ʻУмар, ʻУсман, ʻАли, а также Сафийа, Джувайрийа, Умм Хани, Умм Суляйм, Шаддат ибн Аус (да будет доволен ими Аллах) был прописан вирд, который получил продолжение в различных тарикатах.
Приведём несколько хадисов по этой теме:
Ат-Табарани и аль-Баззар передают от ʻАли (да будет доволен им Аллах) что он, обратившись к Пророку ﷺ, спросил: «О Посланник Аллаха, укажи мне наиболее верный и легкий путь приближения к Аллаху».
Пророк ﷺ сказал: «Постоянно вслух и про себя упоминаний Аллаха». ʻАли сказал: «Все люди упоминают Аллаха, укажи мне что-либо особенное». Пророк ﷺ сказал: «Это фраза «Нет божества, кроме Аллаха», с ней приходили все пророки.
И даже если на одну чашу весов положить небеса и землю, а на другую эту фразу, то она перевесит. И не наступит Судный день до тех пор, пока на земле есть хотя бы кто-либо, кто произносит эту фразу». ʻАли (да будет доволен им Аллах) спросил:
«А как же мне произносить ее?». Пророк ﷺ сказал: «Закрой глаза и послушай, как я произнесу ее три раза, а затем скажи ее трижды, а я буду слушать». После этого он громко произнес эту фразу.
Передается от Шаддада ибн Ауса (да будет доволен им Аллах): «Однажды мы сидели с Пророком ﷺ, и он спросил: «Есть ли среди вас кто-либо чужой?». Мы ответили: «Нет, о Посланник Аллаха».
Тогда он приказал закрыть дверь и сказал: «Поднимите руки и скажите: «Нет божества, кроме Аллаха». Мы так и сделали. Через некоторое время он, спустив руки, сказал: «Хвала Аллаху, поистине. Ты послал меня с этими словами и пообещал мне за них Рай, поистине, Ты не нарушаешь своих обещаний». Затем он сказал: «Радуйтесь, Аллах простил ваши проступки» (аль-Хаким).
В «Сахихе» Муслима приводится хадис от ʻУмара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благослвоение) сказал: «Кто проспит свой вирд и прочтет его между утренней и обеденной молитвой, тому зачтется это, как будто он прочитал его ночью».
Смысл того, что Пророк ﷺ предписал каждому сподвижнику свой отдельный вирд, заключается в том, что Всевышний Аллах создал людей с различными типами характера. Духовное развитие людей с помощью зикра должно проходить в рамках специфики их черт характера.
Как известно, Пророк ﷺ предписал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) делать зикр про себя (хафи), не отрывая язык от нёба, а ʻАли (да будет доволен им Аллах) – с помощью языка (джахри).
Несмотря на то, что и ʻУмару, ʻУсману и другим сподвижникам (да будет доволен ими Аллах) были описаны различные вирды, в основе каждого из них лежит два метода их исполнения: «хафи» (про себя) и «джахри» (вслух).
Н.Р.Сабиров «Тасаввуф»