Обратимся к дуа «Аманту» в котором перечисляются столпы имана:
آمَنْتُ بِاللهِ وَمَلآئِكَتِه وَكُتُبِه وَرُسُلِه وَالْيَوْمِ اْلآخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِه وَشَرِّه مِنَ اللهِ تَعالى
Транслитерация:
«Аманту билляhи, ва маляикатиhи, ва кутубиhи, уа русулиhи, уаль-яумиль-ахири, уа биль-кадари, хайриhи уа шарриhи миналлаhи та‘аля».
Перевод:
Я верю (всем сердцем и подтверждаю это подчинением всех частей тела требованиям данной веры) в Аллаха и в Его ангелов, и в Его Книги, и в Его посланников, и в Судный день, и в предопределение судьбы, что все хорошее и плохое в судьбе исходит от Аллаха Всевышнего.
Выражение, что «все хорошее и плохое в судьбе исходит от Аллаха Всевышнего» прежде всего означает, что создателем всего сущего является лишь Всевышний. А человек, благодаря предоставленной ему воле, имеет право выбора. Поэтому в будущем он будет держать ответ за каждый свой совершенный поступок.
Как сказано в дуа, каждый мусульманин верит в предопределение, в то, что доброе и плохое исходит от Аллаха. Ибо все во Вселенной находится в подчинении Его силы и воли. Однако необходимо помнить, что Всевышний благосклонен лишь к доброму, а плохое порицает. Выбравшего добро ожидает награда, а выбравшего зло - наказание.
Согласно мнению мусульманских богословов, в том, что Всевышний создал зло, нет ничего плохого и неприглядного. А вот когда человек выбирает зло и совершает его — это плохо и омерзительно. Например, если талантливый художник, используя весь свой дар, мастерски нарисует на картине омерзительного человека, все будут восхищаться его работой и умением рисовать. В этом случае, изображенный на картине омерзительный человек не будет означать, что сама картина омерзительна.
Мы всегда должны помнить, что в каждом деле Господа есть особый порядок и скрытый смысл. В том, что он создал зло есть множество явных и скрытых причин. Чтобы можно было отличать живое от мертвого, хорошее от плохого, доброе от злого, Аллах для каждой вещи создал противоположность. Кроме того, Он указал человеку как можно уберечься от плохого, а также дал ему силу воли, чтобы не поддаваться злу.
Как сбывается предопределение?
Если в мире не будет зла, мы не сможем понять смысла добра, и этот мир перестанет быть местом для испытания. В каждой вещи, созданной могуществом Всевышнего, несомненно, присутствует польза как для отдельного человека, так и всего общества. Все, что мы воспринимаем как зло или добро, в конечном счете может не оказаться таковым. В одном из аятов Священного Корана об этом сказано:
«Быть может, вам неприятно что-то, а это – благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно – зло для вас. Аллах знает [в чем для вас благо, а в чем – зло], а вы не знаете» (сура «Аль-Бакара», аят 216).
Islam-Today