Познание себя: кто вы на самом деле?

Всевышний Аллах говорит в Коране:

«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура "аль-Ахзаб", аят 21).

Посланник Аллаха (мир ему) является для нас примером. Сам Досточтимый Пророк (мир ему) говорит об этом: «Я был послан, чтобы довести до совершенства благой нрав» (Байхаки).

К сожалению, зачастую наше поведение на публике разительно отличается от нашего поведения наедине с собой. Это происходит потому, что в жизни мы стараемся выглядеть лучше, чем мы являемся на самом деле. Нам кажется, что, оставаясь наедине с собой, нас никто не видит и наше поведение некому оценить.

Например, на публике мы можем не ругаться, в то время как наедине с самыми близкими – легко. Когда мы остаемся одни, мы можем позволить себе то, чего не допускаем в обществе. На работе мы довольно любезны, проявляем терпение, но, вернувшись домой, мы грубы и неприветливы с домочадцами. 

Причина такого поведения — лицемерие. Оно укрепляется в нас и постепенно усиливает этот раскол. Как бы мы не хотели скрыть собственные недостатки, рано или поздно наша истинная сущность станет проявляться и на публике. Всевышний Аллах знает, что мы скрываем в своих сердцах:

«Скажи: «Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь»» (сура "аль-Имран", аят 29).

А также: «Аллах ведает то, что вы утаиваете, и то, что вы совершаете открыто» (сура "ан-Нахль", аят 19).

Исламская этическая система предполагает две сферы приватности:

Первая — круг семьи и близких друзей, которые знают частные формы нашего поведения.

Вторая — наше сердце и наши мысли, которые никому, кроме нас самих и Аллаха, неведомы.

Давайте взглянем на эти две сферы внимательнее и подумаем, как мы можем сделать наше приватное поведение лучше, чем публичное.

Главная причина того, что на публике мы ведем себя лучше, заключается в том, что мы зависимы от общественного мнения. Тут важно обратиться к самому себе и понять, что заставляет нас поступать подобным образом. Возможно, неуверенность в себе или желание всем понравиться. А, возможно, дело в невежестве или в дурном отношении к близким. 

Вторая сфера связана с нашим внутренним миром. Это то, что ведомо только Аллаху и нам. Иногда мы совершаем благие поступки и хотим, чтобы кто-то их увидел, оценил. Внешне деяние совершается как бы ради Аллаха, но на самом деле человек хочет привлечь к себе внимание. И тут важно задаться вопросом: будет ли такое действие принято Аллахом?

Таким образом, внешне человек поступает правильно, получает одобрение, восхищение, похвалу со стороны окружающих, но духовно он остается в убытке. Вряд ли такие поступки возвысят человека духовно, скорее это только отдалит его от Аллаха. 

Однажды один ученик пожаловался своему учителю: «Когда я совершаю благие поступки, я в душе надеюсь, что кто-то увидит их и оценит. Как мне остановить подобные мысли?».

Учитель ответил: «Чаще старайся поступать именно так! Только думай, что ждешь оценки твоих действий не со стороны кого-то другого, а со стороны Аллаха. Надейся, что Всевышний Аллах видел тебя и оценил твой поступок.

Обратись к Нему: «О, Аллах! Видел ли ты то, что я сделал?». Таким образом, твое стремление к вниманию будет удовлетворено, и ты не уменьшишь своей награды».

Многие из нас могут похвастаться своим идеальным поведением на публике. Но если сравнить это с нашим поведением в близком кругу, то его качество может сильно отличаться.

Просто задайте себе вопрос: какой вы на самом деле? Соответствует ли ваше поведение вашему внутреннему миру? По сути, именно нашим мысли, намерения являются истинным отображением нас самих. 

Разве можно постичь религию, не познав себя, в том числе и свои недостатки? Путь самосовершенствования сложен, но истинно верующий даже в этом сможет узреть для себя милость Аллаха. 

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Показное благочестие: как не превратиться в притворно набожного человека?

Что значит искренность в отношениях для мусульманина?

Религия - это искренность.

Искренность - защита от показухи.

Тонкая грань между искренностью и показухой.

3 качества, которых не может быть у настоящего мусульманина.

 

Социальные комментарии Cackle