Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 100. Разъяснение того, что изучающий внешнее является ученым (‘алим), а знающий внутреннее – познавшим (‘ариф)
О тот, кто [лишь] слышал название духовного знания,
Скажи, был ли ты когда-нибудь [обладателем] того качества?
Духовное знание – это то, что растет внутри,
И Аллах обучает ему тебя без всяких условностей.
Покажет Он тебе то, что сокрыто.
Это и есть духовное знание, именно это, о юноша!
Что религиозным знанием (накль) является, то [исходит] от передатчика,
А то, что разумом является, показывает разумник.
Знание безграничнее того, чтобы [просто] знать.
Малость его больше [всякого] множества.
Сливками их обоих (религиозного и рационального знания – прим. ред.) является духовное знание.
Духовное знание – это то, что обладает этим качеством.
О разумник! Ежели хочешь ты стать ученым,
Вместе с деяниями спокойно по пути религии следовать,
Ухватись руками за подол познавшего
И из слякоти этого мира ногу вытащи.
Ты разумен и обладаешь знанием, о дорогой!
Духовное знание от этих двух отличаешь.
Кто знающим является, тот ученым становится,
А кто видит, тот знает и познавшим является.
Когда познаешь свою самость, о товарищ,
Ученым и познавшим ты будешь на каждом пути.
Посему постигни качества своего нафса,
Дабы понять, что ты велик, о владыка.
Будь ты малым или великим, все же это ты,
Ты есть тело и душа, двумя ты станешь.
Все, что разумом, душой и знанием твоим является,
Из того мира [происходит] и туда уйдет.
А то, что телом и нафсом является в желании,
Разве направится к Аллаху?
Мой проворный путник отправился в путь,
Пока стезю путников не познал.
Затем весь этот мир и тот мир
Обошел, увидел в себе и нашел!
Он является познавшим, именно он есть ученый.
Он является совершающим деяния, именно он есть храбрец.
Нашел он нафс свой в своем существе.
То, что шло позади, вышло вперед.
В совершенстве духовного знания к совершенному человеку
Такая самость придет – вот и все!
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.