От Абу Хурайры: «Однажды люди спросили: «О, посланник Аллаха ﷺ! Увидим ли нашего Господа в Судный день?»
Он ответил: «Разве сомневаетесь вы, что сможете увидеть полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?»
Они сказали: «Нет, о, посланник Аллаха».
Он сказал: «А разве сомневаетесь вы, что сможете увидеть солнце, которое не скрыто тучами?»
Они сказали: «Нет».
Он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его! В Судный день люди будут собраны, и Он скажет: «Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!», – и некоторые из них последуют за солнцем, некоторые − за луной, некоторые − за теми, кого они считали богами, а эта община вместе со своими лицемерами останется. И Аллах им скажет: «Я – ваш Господь». Но они будут говорить: «Мы останемся тут, пока не придет к нам Господь наш, а когда Он придет, мы узнаем Его!»
Потом Аллах скажет: «Я – ваш Господь». И они скажут: «Ты – наш Господь!»
И Он призовет их, и будет воздвигнут над Адом мост Сират, и стану я первым из посланников, кто сможет пройти по нему со своей общиной.
В тот День никто не заговорит, кроме посланников. Посланники же станут просить: «О Аллах, спаси, спаси!» А в Аду есть крючья, подобные колючкам Са‘дана (колючее растение пустыни - прим.). Видели ли вы колючки Са‘дана? Люди сказали: «Да».
«Эти крючья действительно будут подобны колючкам Са‘дана, однако никто, кроме Аллаха, не знает, сколь они велики. Они станут хватать людей сообразно делам их, и некоторые из них будут погублены за свои дела, а у других будут вырваны куски плоти, но потом они спасутся.
А когда Аллах пожелает проявить милость по отношению к кому-либо из оказавшихся в Аду, Он велит ангелам вывести оттуда тех, кто поклонялся только Аллаху. И они станут выводить таких людей, узнавая их по следам от земных поклонов, ибо Аллах запретил огню стирать эти следы.
Они будут выходить из огня, который уничтожит тело каждого такого человека полностью, если не считать следов от земных поклонов, и такие люди выйдут из огня обгоревшими до костей, а потом их польют водой жизни и они станут расти подобно тому, как прорастает семя из того, что приносит с собой поток.
А потом Аллах завершит Суд над Своими рабами, и останется между Раем и Адом только один человек, и он будет последним из побывавших в Аду, который войдет в Рай. Лицо его будет обращено в сторону Ада, и он скажет: «Господь мой, отврати мое лицо от огня, ибо ветер его отравил меня, а пламя сожгло меня!»
Аллах спросит его: «А если это будет сделано для тебя, будешь ли ты просить о чем-нибудь еще?» Он ответит: «Нет, клянусь славой Твоей!» − и станет клясться и обещать Аллаху что угодно.
И Аллах повернет его лицо от огня, когда же он окажется лицом к Раю и увидит его великолепие, то умолкнет и будет молчать, сколько пожелает Аллах, а потом скажет: «О Господь мой, приблизь меня к воротам Рая!»
Тогда Аллах скажет ему: «Разве не давал ты клятв и обещаний, что не станешь просить ни о чем, кроме того, чего ты уже попросил?»
Человек ответит: «О мой Господь, да не окажусь я самым несчастным из Твоих созданий!»
Аллах спросит: «А не будешь ли ты просить еще о чем-нибудь, если это будет сделано для тебя?»
Человек ответит: «Нет, клянусь славой Твоей, больше я не попрошу ни о чем!» − и станет клясться и обещать Аллаху что угодно.
И Он приведет его к воротам Рая, когда же тот человек достигнет их и увидит красоту Рая, его блеск и его радости, он умолкнет и будет молчать, сколько пожелает Аллах, а потом скажет: «Господь мой, введи меня в Рай!»
Тогда Аллах скажет: «Горе тебе, о сын Адама, насколько же ты вероломен! Разве не давал ты клятвы и обещания не просить ни о чем, кроме того, что было даровано тебе?»
Читайте также: Предание о том, как камни и деревья благословляли Пророка ﷺ
На это человек ответит: «О мой Господь, не делай меня несчастнейшим из Твоих созданий!»
И тогда Всемогущий и Великий Аллах засмеется (метафора, нельзя понимать буквально. Имам аль-Хаттаби писал: «Смех тут – сообщение о Его довольстве и награде для Своего раба» - прим.), а потом позволит ему войти в Рай, говоря: «Пожелай чего-нибудь», – и человек станет высказывать свои желания, а когда желаний у него больше не останется, Всемогущий и Великий Аллах скажет: «Добавь еще то-то и то-то», – и Господь его Сам станет напоминать ему, а когда желаний у него больше не останется, Всевышний Аллах скажет: «Вот тебе все, что ты желал и еще столько же!»
Из книги «Зубдатуль-Бухари»
Фото: elements.envato.com.