«Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими, и потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства. Праведные женщины – это те, которые покорны (Всевышнему Аллаху, соблюдают права своих мужей) и сохраняют скрытое, что должны хранить из того, что сохранил Аллах. А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь, делайте наставления, (если же наставления не принесут пользы, то) разделите с ними постель (отказывайте им в близости или спите на другой кровати), (а если и это не поможет, то слегка) стукните их. А если они послушны, то не ищите путей причинения им вреда. Поистине, Аллах – Возвышенный, Великий» (Ан-Ниса, 34).
В риваяте, переданном от Катады, говорится: «Нам передал Хасан, что во времена посланника Аллаха (с.а.с.) один человек дал пощечину своей жене, а женщина, придя к посланнику Аллаха (с.а.с.), пожаловалась на своего мужа.
Посланник Аллаха (с.а.с.) уже хотел было вынести решение о кысасе (искуплении) в отношении мужа этой женщины, но в этот момент Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал эту женщину, прочитал ей ниспосланный аят, а затем добавил: «Ты попросила кое о чем, но Аллах пожелал другого, а то, чего желает Аллах, является самым благим» [Табери, Джамиуль-Байан, 5/35; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 10/88].
В другом риваяте, также переданном от Хасана, говорится, что один человек из числа ансаров дал пощечину своей жене. Женщина, желая получить кысас (искупление) за полученную пощечину (в виде пощечины мужу), пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и попросила об этом.
В этот момент Аллах Всевышний ниспослал аят «Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено» (Та-Ха, 114).
Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) не отправил эту женщину и тех, кто был с ней, чтобы применить кысас в отношении ее мужа, а попросил подождать прихода божественного предписания, пока не был ниспослан этот аят.
Таким образом, решение вынес Аллах Всевышний, сказав: «Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими, и потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства».
Актуально! Читайте также: Как отличить духовного абьюзера от религиозного человека?
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что к посланнику Аллаха (с.а.с.) с требованием кысаса пришла не сама женщина, а ее семья [Табери, Джамиуль-Байан, 5/38].
В риваяте, переданном Мукатилем, упоминаются имена участников произошедшего инцидента. В нем говорится, что этот аят был ниспослан в отношении Сада ибн Раби и его жены Хабибы, дочери Зейда ибн Аби Хурайры.
Они оба были из числа ансаров. В соответствии с риваятом, Хабиба проявила своенравие и непокорность своему мужу Саду, и тогда он дал ей пощечину.
Отец Хабибы, взяв дочь с собой, отправился к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Я отдал ему свою дочь, а он ударил ее». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пусть она отплатит ему тем же (то есть даст ему пощечину)».
Когда Хабиба со своим отцом уже уходили, посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вернитесь. Джибриль идет». И тогда Аллах ниспослал этот аят.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мы хотели одного, но Аллах пожелал другого, а то, чего желает Аллах, является самым благим». После чего он отменил свое решение о кысасе [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 105-106].
Это интересно! Читайте также: 10 признаков отношений, у которых нет будущего
В тафсире Куртуби имя жены Сада упоминается как Хабиба бинт Зейд ибн Хариджа ибн Аби Зухейр. В риваяте, переданном от Кельби, сообщается, что жену Сада звали Умайра бинт Ибн Масляма.
В риваяте, переданном от Абу Равка, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса и его жены Джамили бинт Убайй [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/111].
И хотя во всех этих риваятах упоминаются разные люди, а также имеются небольшие отличия в деталях, тем не менее все они подкрепляют друг друга, и с точки зрения смысла между ними нет никаких противоречий.