Пощечина жене: как разрешил семейный конфликт Пророк Мухаммад ﷺ?

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاء بِمَا فَضَّلَ اللّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللّهُ وَاللاَّتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلاَ تَبْغُواْ عَلَيْهِنَّ سَبِيلاً إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

«Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими, и потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства. Праведные женщины – это те, которые покорны (Всевышнему Аллаху, соблюдают права своих мужей) и сохраняют скрытое, что должны хранить из того, что сохранил Аллах. А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь, делайте наставления, (если же наставления не принесут пользы, то) разделите с ними постель (отказывайте им в близости или спите на другой кровати), (а если и это не поможет, то слегка) стукните их. А если они послушны, то не ищите путей причинения им вреда. Поистине, Аллах – Возвышенный, Великий» (Ан-Ниса, 34).

В риваяте, переданном от Катады, говорится: «Нам передал Хасан, что во времена посланника Аллаха (с.а.с.) один человек дал пощечину своей жене, а женщина, придя к посланнику Аллаха (с.а.с.), пожаловалась на своего мужа.

Посланник Аллаха (с.а.с.) уже хотел было вынести решение о кысасе (искуплении) в отношении мужа этой женщины, но в этот момент Аллах Всевышний ниспослал этот аят.

Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал эту женщину, прочитал ей ниспосланный аят, а затем добавил: «Ты попросила кое о чем, но Аллах пожелал другого, а то, чего желает Аллах, является самым благим» [Табери, Джамиуль-Байан, 5/35; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 10/88].

Почему ислам запрещает домашнее насилие?
Никто не бьет, потому что так сказано в хадисе или в аяте, не имея на то собственного желания, но бьют, удовлетворяя свои страсти и затем уже ссылаясь на те или иные источники. Так дозволяет ли Ислам домашнее насилие? Ответить на это можно, вспомнив то, что сказано в Коране и хадисах о семье и о применении силы?
12.09.2018
8989

В другом риваяте, также переданном от Хасана, говорится, что один человек из числа ансаров дал пощечину своей жене. Женщина, желая получить кысас (искупление) за полученную пощечину (в виде пощечины мужу), пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и попросила об этом.

В этот момент Аллах Всевышний ниспослал аят «Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено» (Та-Ха, 114).

Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) не отправил эту женщину и тех, кто был с ней, чтобы применить кысас в отношении ее мужа, а попросил подождать прихода божественного предписания, пока не был ниспослан этот аят.

Таким образом, решение вынес Аллах Всевышний, сказав: «Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими, и потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства».

Актуально! Читайте также: Как отличить духовного абьюзера от религиозного человека?

В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что к посланнику Аллаха (с.а.с.) с требованием кысаса пришла не сама женщина, а ее семья [Табери, Джамиуль-Байан, 5/38].

В риваяте, переданном Мукатилем, упоминаются имена участников произошедшего инцидента. В нем говорится, что этот аят был ниспослан в отношении Сада ибн Раби и его жены Хабибы, дочери Зейда ибн Аби Хурайры.

Они оба были из числа ансаров. В соответствии с риваятом, Хабиба проявила своенравие и непокорность своему мужу Саду, и тогда он дал ей пощечину.

Отец Хабибы, взяв дочь с собой, отправился к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Я отдал ему свою дочь, а он ударил ее». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пусть она отплатит ему тем же (то есть даст ему пощечину)».

Когда Хабиба со своим отцом уже уходили, посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вернитесь. Джибриль идет». И тогда Аллах ниспослал этот аят.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мы хотели одного, но Аллах пожелал другого, а то, чего желает Аллах, является самым благим». После чего он отменил свое решение о кысасе [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 105-106].

Это интересно! Читайте также: 10 признаков отношений, у которых нет будущего

В тафсире Куртуби имя жены Сада упоминается как Хабиба бинт Зейд ибн Хариджа ибн Аби Зухейр. В риваяте, переданном от Кельби, сообщается, что жену Сада звали Умайра бинт Ибн Масляма.

В риваяте, переданном от Абу Равка, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса и его жены Джамили бинт Убайй [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/111].

И хотя во всех этих риваятах упоминаются разные люди, а также имеются небольшие отличия в деталях, тем не менее все они подкрепляют друг друга, и с точки зрения смысла между ними нет никаких противоречий.

Три пробела идеологии современных мусульман
Многие современные мусульмане убеждены, что величие исламской уммы можно возродить только с возвращением к первоначальным идеалам. И это «возвращение» происходит зачастую в искаженных и уродливых формах.
18.01.2019
10449
Социальные комментарии Cackle