Выделение знаний по Вероучению в отдельную науку "Ильм-и Калам"
Основы вероучения Приверженцев Сунны впервые были описаны в последовательном и кратком изложении Имамом А'замом Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) в книге "Фикх-уль-Акбар". Впоследствии, муджтахиды Ханафитского мазхаба комментировали эту и другие работы великого Имама и выделили разъяснения постулатов вероучения в отдельную науку – "Ильм-и Калам". Главным ученым мазхаба Ханафи по вероучению стал имам Абу Мансур аль-Матуриди, создавший свою школу по вероучению и ставший ее эпонимом.
Мазхаб Ханафи опирается на путь, у истоков которого стоял Абдуллах бин Мас'уд (ум. в 32/651 г.) - талантливый ученик и Сподвижник Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Как было уже сказано, основатель мазхаба Абу Ханифа (ан-Ну'ман бин Сабит, 80 – 150 г.г. хиджры) получил основные знания по вероучению и фикху у Имама Хаммада (ум.120 г.х./738г). Тот – у Ибрахима ан-Наха'и (ум. 96/715), который учился у Алкама бин Кайса (ум. 62/681). Алкама бин Кайс был лучшим учеником Сахаба Абдаллаха бин Мас'уда, да будет милостив к ним Аллах.
Среди талантливых учеников Имама Абу Ханифа, самыми известными стали: Абу Йусуф (Йакуб бин Ибрахим аль-Ансари; 113/731-182/798), Мухаммад аш-Шэйбани (М. бин Хасан бин Абдуллах бин Тавус бин Хурмуз; 135/752-189/805), Зуфар бин Хузайл (110/728-158/775), Хасан бин Зийад (ум. в 204/819).
Имам Мухаммад аш-Шэйбани написал около тысячи книг по религиозным наукам. Он женился на матери своего ученика Мухаммада б. Идриса (будущего основателя и эпонима мазхаба – Имама аш-Шафи’и), и после смерти его книги перешли в наследство к Мухаммаду аш-Шафи'и. Впоследствии, Имам аш-Шафи'и повторял неоднократно, что смог повысить свои знания до уровня иджтихада только благодаря книгам своего учителя и рекомендовал всем, кто хотел бы совершенствовать свои знания по фикху, учиться у учеников Имама Абу Ханифа. Имам аш-Шафи'и говорил, что все мусульмане – члены семьи Имама Абу Ханифы. Имея в виду то, что Имам Абу Ханифа благодаря Воле Аллаха и своему трудолюбию систематизировал и расширил полученные знания для всех мусульман так же, как любящий отец зарабатывал бы, не покладая рук, на пропитание своих детей. "Имам Абу Ханифа, - говорил аш-Шафи’и – в результате своего иджтихада, разрешил огромное количество вопросов и описал их в книгах, избавив тем самым остальных мусульман от возможных ошибок при исполнении предписаний Всевышнего Аллаха".
Незадолго до своей смерти Имам А'зам Абу Ханифа собрал своих наиболее близких учеников и единомышленников и дал Определение Вероучению Суннитов в 12 пунктах:
"Дорогие мои друзья и братья! Знайте, что община Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а стоит на истинном пути, так как опирается на Двенадцать Основных Положений Вероучения. Кто примет эти положения и будет действовать в соответствии с ними, тот будет далек от нововведений (Бида'). Если будете внимательны к ним, не отдалитесь от них – значит, заслужите защиту Пророка (мир ему и благословение Аллаха)в Судный День. Далее он продолжил:
Двенадцать Положений Вероучения по Имаму А’заму Абу Ханифа
1. В вопросах Веры
а) Вера Действительна (Сахих) тогда, когда утверждена в сердце (Тасдык) и выражена словесно (Икрар). Она не может быть действительной, когда выражается лишь словесно. В таком случае лицемеры (Мунафыки) так же были бы верующими (Му'минами). Вера не может быть настоящей и тогда, когда о ней лишь знают. Если это было бы так, то и иудеи, и христиане так же были бы Му'минами.
б) Вера не может ни Увеличиваться, ни Уменьшаться, так как увеличение Веры (Иман) предполагало бы уменьшение Неверия (Куфр). И, напротив, уменьшение веры могло бы происходить лишь при увеличении неверия. Это не укладывается в разум, так как нельзя про кого-либо сказать, что он одновременно является и верующим (Му'мин), и неверующим (Кяфир).
в) Человек не может Сомневаться в своей вере, так как сказано в Коране: “Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они – искренние” (49: 15).
г) Представители Общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), следующие Единобожию (ахл-и Таухид, ахл-и Кибла) не становятся неверующими (кяфирами) из-за совершения ими грехов. Вера человека (Иман) и его Деяния (Амаль) не могут быть одним целым. Другими словами, Действия человека, не являются частью его Веры. Так как некоторые действия (Амаль) иногда Всевышний Аллах предписывает Своему рабу, а иногда, по Своей милости, Он его от них освобождает. Например, когда нуждающийся мусульманин (Факыр) не выплачивает закят, или когда женщины освобождаются от соблюдения ими поста и исполнения намаза при менструальных или послеродовых кровотечениях. Однако нет ни единого мига, когда раб божий освобождался бы от Веры (Имана). Невозможно высказывание наподобие: "Нет необходимости Нуждающемуся мусульманину (Факыру) обладать Верой (Иманом)". Известно так же, что женщины, освобожденные от соблюдения поста в указанные периоды, должны впоследствии посты эти восстанавливать. Но невозможно представить себе, чтобы они впоследствии восстанавливали свою Веру.
д) И Добро, и Несчастья от Аллаха (Хайрихи ва Шаррихи мин Аллаху Тааля). Если же кто-либо будет верить, что несчастья исходят от кого-либо другого, тот станет многобожником (Мушриком).
Продожение следует...
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»