Посланник Аллаха ﷺ в своих наставлениях относительно выбора имени говорил: «В Судный день вы будете призваны вашими именами и именами ваших отцов. Потому нарекайте себя и своих детей красивыми именами с хорошими значениями» (Бухари, Адаб: 108). В других хадисах он предлагает отдавать предпочтение именам с приставкой «Абд», что означает «раб». Например, как сказал Пророк ﷺ, Абдуллах – раб Аллаха и Абдуррахман – раб Милостивого являются любимыми именами Всевышнего (аль-Хинди).
По этой причине, принимая ислам, большинство обязательно выбирает себе новое имя с хорошим значением. Как правило, это имена арабского происхождения, связанные с религией и лучшими личностями мусульманской уммы – сподвижниками и сподвижницами Пророка ﷺ, его домочадцами.
Также верующие любят нарекать себя и своих детей именами известных пророков, например, Иса, Якуб, Яхъя, Муса, Ибрахим. И, конечно же, одним из самых почитаемых и распространённых имён в мире является имя нашего достохвального Пророка и посланца Аллаха – Мухаммада Мустафы ﷺ.
Читайте также: Как правильно понимать следование Сунне и почему это так важно?
Однако, несмотря на большую любовь мусульман к своему Пророку, не каждому следует называть себя и своих сыновей его именем. Потому что имя «Мухаммад» требует определённой ответственности и со стороны носителя, и со стороны окружающих.
Ведь те, кто осознанно называют или называются таким именем, делают это из-за любви к Пророку ﷺ, в его честь. Они ожидают благословения и проявления в себе и в детях качеств, которые были в посланнике Аллаха ﷺ. Имам Малик тоже упоминал о баракате, который нисходит благодаря этому имени: «Я слышал от жителей Медины, что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделён особым уделом» (Аз-Зухайли, «Фикхуль-ислями ва адиллятух»).
Суюти приводит сахих-хадис, в котором довольно жёстко осуждается плохое отношение к людям с именем «Мухаммад», из-за чего некоторые даже посчитали запретным называть им кого-либо: «Вы даёте своим детям имя «Мухаммад», а потом проклинаете их!».
В более слабых источниках приводятся похожие по смыслу слова Пророка ﷺ: «Не бейте тех, кого вы называете моим именем и не лишайте их доброго отношения!», «Если называете своего ребёнка именем «Мухаммад», то относитесь к нему особенно хорошо, не сердитесь на него…» (Аль-Хинди, Суюти в «Аль-Джамиус-саир»).
А вот случай, который произошёл при правлении халифа Умара бин Хаттаба (р.а.):
«Однажды Умар (р.а.) отправил в Куфу приказ о запрете называть детей именем Пророка, а также велел сменить имена жителям Медины, если кто-либо из них носит это имя. Но когда они возразили ему, сказав, что сам посланник Аллаха дозволил им наречение его именем, он отказался от этой мысли» (Навави).
Читайте также: Пророк (ﷺ) не признает таких верующих
Разумеется, Умар (р.а.) знал о такой дозволенности, но на этот шаг его подвигло распространившееся невежество со стороны людей в отношении к имени божьего посланца, что разгневало ближайшего сподвижника и заставило позабыть о факте дозволенности наречения именем Пророка. Об этом свидетельствует Кади Ияд:
«Однажды Умар, услышав, как Мухаммад бин Зейд сказал нечто оскорбительное, используя имя «Мухаммад», подозвал к себе и сказал: «Я смотрю, из-за тебя проявляется неуважительное отношение к посланнику Всевышнего?! Клянусь Аллахом, отныне тебя не будут звать Мухаммадом!», и сменил тому имя на имя «Абдуррахман».
Среди тех, кто проявлял глубочайшее уважение и любовь к Пророку ﷺ, был и завоеватель Индии – Махмуд Газневи. Ему прислуживал один слуга по имени Мухаммад, которого он очень любил. Султан всегда ласково звал его по имени, но в один день назвал его по имени его отца. Такая перемена сильно опечалило слугу, и он решил спросить, почему повелитель не называет его как прежде. Махмуд Газневи ответил ему:
«Дитя моё! Я называл тебя по имени, когда пребывал в омовении. Сейчас же у меня отсутствует ритуальная чистота, потому мой язык не поворачивается произносить имя величайшего Пророка, и я обратился к тебе именем твоего отца» (Из книги «На пике цивилизаций»).
Всё это говорит о необходимости помнить о почётном статусе не только личности посланника Аллаха ﷺ, но и всего, что с ним связано. Ибо любое проявление пророческого в верующем любо Всевышнему и не остаётся незамеченным:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной! Тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Али Имран, 31).
Следование за Пророком ﷺ – это возрождение и сохранение в себе как можно больше присущих ему качеств!
Ибн Асакир в риваяте, имеющем статус «хасан» (хороший), подтверждает истинность влияния имени Пророка ﷺ на судьбу верующего: «У кого будет один сын и тот, желая благословения, назовёт его именем «Мухаммад», и он, и его ребёнок войдут в Рай» (Мунави).
Помимо этого, есть некоторые запреты относительно данного имянаречения. Пророк ﷺ говорил: «Нарекайте моим именем, но не нарекайте одного человека одновременно и моим именем и моей куньей» (Абу Нуайм).
Кунья – это своеобразное прозвище у арабов, которое придаёт личности более выраженную характеристику, благодаря чему сложно кого-то с кем-то перепутать. Куньей может служить имя старшего ребёнка. Например, Амир. Тогда человека по имени Абдуллах могут называть Абу Амир (отец Амира), а если женщину, то Умм Амир (мать Амира).
Или же кунья может отражать качество человека. Например, Пророк ﷺ называл сподвижника Абдуррахмана бин Сахра Абу Хурайрой (отцом котят), потому как он отличался тем, что постоянно заботился о котятах.
Кунья посланника Всевышнего ﷺ – Абуль-Касым, он получил ее после рождения сына Касыма. Для соблюдения уважения к нему мусульманам следует соблюсти запрет на единовременное ношение его имени с его куньей.