«О, верующие! Когда вы собираетесь встать на намаз [и у вас нет омовения], то вымойте лицо, руки по локти [включительно], протрите голову и [вымойте] ноги до щиколоток [включительно]. А если [в то время, когда вам необходимо совершить намаз] вы находитесь в состоянии большого осквернения, то очищайтесь [совершив полное омовение тела – гусль]. А если вы больны [и не можете использовать воду] или находитесь в пути, и кто-либо из вас справил нужду, или вы имели [интимную] близость с женщинами, при этом вы не нашли воды [для малого или полного омовения], то совершите таяммум чистой землей, протерев лицо [полностью] и руки [до локтей включительно]. Аллах [вменил вам в обязанность очищение] не [потому, что] желает усложнить [вашу жизнь], но Он желает очистить вас и довести до конца Свою милость к вам, чтобы вы были благодарны [Ему за те блага, которыми Он одарил вас]» (Аль-Маида, 5:6).
При внимательном рассмотрении религиозных предписаний и запретов можно заметить их направленность на удовлетворение материальных и духовных потребностей личности и общества. По этой причине наша религия придает такое большое значение чистоте, как в жизни отдельного человека, так и всего общества. Наряду с чистотой тела, одежды, жилища и окружающей среды, в исламе есть еще понятие предписанной чистоты, которая в зависимости от состояния человека достигается путем омовения (тахарат) или полного омовения (гусль). Сами по себе тахарат и гусль имеют особенности физического очищения, во многом способствуя укреплению человеческого здоровья. В то же время они являются способом достижения ритуальной чистоты. При отсутствии воды эту функцию тахарата и гусля можно выполнить путем таяммума.
Как определено в приведенном выше аяте, тахарат – это омывание в ритуальных целях лица, рук до локтей, протирание мокрой рукой (масх) головы, умывание ног до щиколоток. Гусль (полное омовение) – это умывание чистой водой всего тела, включая рот и ноздри. Таяммум же выполняется при отсутствии воды или при невозможности ее использования с целью избавления от состояния джунуб (осквернения) или малого хадаса, т. е. отсутствия тахарата. Для этого нужно сначала похлопать ладонями по почве или иной подобной основе и протереть очищенными ладонями лицо, а затем поочередно ударить ладонью о чистую твердую поверхность земли и протереть сначала одну, потом другую руку.
Понятия общей чистоты и ритуальной чистоты в исламе дополняют друг друга. Та чистота, которая необходима для совершения поклонения (ибадат), в то же время приучает человека к чистоте и в повседневной жизни.
Состояние ибадат предполагает постоянную готовность раба предстать перед Всевышним, бодрость его сознания, его духовную и телесную чистоту. Принятие тахарата, а при необходимости и гусля, является одним из важных средств достижения духовного контакта с Аллахом Всевышним. Смысл ежедневного пятикратного омовения перед совершением намаза и некоторых других видов поклонения заключается в очищении себя по указанию Аллаха для того, чтобы предстать перед Ним. С этой стороны тахарат является необходимой фазой пробуждения сознания перед обращением человека к Всевышнему, чтобы сознание было по-настоящему готово к поминанию Аллаха и к исполнению своих обязанностей по отношению к Нему.
Тахарат и полное омовение в значительной степени способствуют сохранению здоровья человека. К примеру, в результате омовения становятся чистыми именно те органы нашего тела, которые больше всего контактируют с грязью и микробами. С другой стороны, укрепляет природную эластичность кровеносных сосудов и помогает предупреждению их затвердевания.
Омовение содействует правильному функционированию лимфатических сосудов, доставляющих к тканям белые кровяные тельца, необходимых для работы лимфатической системы как основы защиты организма. В особенности, тахарат полезен для усиления мозгового кровообращения и играет большую роль в избавлении от избыточного статического электричества, накопленного в организме. Полное омовение спасает организм от состояния усталости и расслабленности, создает в теле новое равновесие, мобилизует и укрепляет тело и разум человека, вводит его в атмосферу поклонения, ибадат.
Одновременно тахарат и гусль являются средством очищения от грехов. По этому поводу наш Пророк (с.а.с.) сказал:
«Когда мусульманин совершает омовение и моет свое лицо, его грехи, совершенные глазами, смываются водой для омывания и исчезают. Когда он моет свои руки, смываются грехи, совершенные этими руками. Когда же он моет свои ноги, вместе с последними каплями воды проливаются и исчезают его грехи, совершенные этими ногами. Таким образом, мусульманин оказывается полностью очищенным от своих грехов» (сборники хадисов имамов Муслима и Тирмизи).
Можно предположить, что добрая весть, заключенная в этих словах, имеет отношение также и к полному омовению.
Всевышний Аллах не хотел создавать людям трудности, когда сделал тахарат, гусль и таяммум обязательными – фарзом. Он желал их очистить и довести до завершения Свою милость по отношению к ним. Эти обязанности не превышают возможностей человека. Ведь ислам не возлагает человеку ничего сверх его возможностей.
В исключительных случаях предусмотрены особые облегчения, разрешения. Тахарат и полное омовение, с одной стороны, обеспечивают защиту человеческого организма от микробов, с другой стороны, дают человеку внутреннюю чистоту, чтобы он чувствовал себя готовым к исполнению ибадат, сближающих его с Аллахом. Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Чистота − половина имана», – указывая тем самым на важность тахарата, гусля и таяммума в религии (сборники хадисов имамов Муслима и Тирмизи)
Из книги «Наставления из Корана»