Сунна уже была в период жизни нашего Пророка ﷺ?

Фото: UMI ISTIQOMAH/ shutterstock.com

Фото: UMI ISTIQOMAH/ shutterstock.com

Начало: Существовала ли сунна с самого начала пророчества?

Сунна уже была в период жизни нашего Пророка ﷺ, что она укоренилась в сознании и поведении людей. Это так, поскольку сподвижники применяли ее, хранили в душе, днем и ночью учились Сунне друг у друга.

В начальный период ислама арабы были народом, не умеющим читать и писать. Безграмотных было многократно больше, чем грамотных. По этой причине у них была хорошо развита способность к запоминанию. К тому же у многих из них были блестящие умственные способности. Благодаря таким особенностям, они могли сохранять в памяти множество событий.

Это установленный разумом факт, что сохранность любого довода обеспечивается правдивостью передавшего его носителя, силой его памяти и стремлением передать в точности и без ошибок.

Также общеизвестно, что эта сохранность довода гарантируется лишь в том случае, если человек считает это своим священным долгом, заучивает его слово в слово или же записывает и бережно хранит написанное, или подробно вникает в его содержание и хранит в памяти в виде изречения, в правильности которого не сомневается. В этом высказывании не должно быть неясностей и путаницы.

Если есть качество правдивости, то обеспечение сохранности довода может осуществляться любым из трех способов. Если пропадет правдивость, то исчезнет и сохранность. Следовательно, для принятия чего‑то в качестве довода вовсе не обязательно, чтобы оно было записано в книге, потому что в обеспечении сохранности Сунны в качестве довода самым важным является правдивость передатчика.

Вместе с этим у арабов была очень сильно развита способность к запоминанию, так как неумение читать и писать становилось причиной больше опираться на свою память. И совсем по-другому обстояло дело у других народов, чтение и письмо у которых получило широкое распространение. Из-за привычки всё записывать, а не запоминать, у них сложилась низкая способность к запоминанию. Они быстрее забывают сохраненное в памяти или помнят неточно, с ошибками.

Такое положение наблюдается и среди нас. Мы видим, что незрячий человек гораздо крепче запоминает услышанное по сравнению со зрячим. Это происходит потому, что слепой все надежды возлагает на свою способность запоминать. Зрячий же напротив, больше значения придает записанному, при необходимости заглядывает в свои записи.

Если арабы во времена джахилии были в таком состоянии, то что же говорить о сподвижниках, которым Всевышний Аллах поручил запомнить положения Его религии, сохранить их и передать последующим поколениям? Они были прозорливы и полны решимости, когда дело касалось освоения, запоминания, записывания всего исходящего от Расулюллаха ﷺ.

Фото: luq_ha/ shutterstock.com

Фото: luq_ha/ shutterstock.com

Вот поэтому мы говорим тем, кто отрицает Сунну: даже если мы согласимся с утверждениями, что хадис-­шарифы были записаны лишь после смерти Расулюллаха (хорошо зная, что это ошибочно), поистине, при его жизни вместо письменного закрепления существовал еще более сильный, более полезный и плодотворный способ сохранения – запоминание, заучивание наизусть.

Это так, поскольку запоминание сопровождается пониманием, освоением содержания, принятием его смысла как истину. Затем человек, каждую минуту возвращаясь к тому, что запомнил, старается сохранить это в памяти. Таким образом, для запомнившего не представляет никакой дополнительной трудности быть носителем того, что он запомнил.

Такого состояния нет при письменной фиксации, так как записывание очень часто происходит еще до понимания содержания сказанного, смысла произошедшего или же гораздо позже. Человек может записать, не понимая, в надежде, что постарается понять со временем. Такая возможность может не представиться и в будущем из-за большой вероятности потерять записи. А еще может случиться так, что у сделавшего записи не будет причины возвращаться к своим записям, если ученые не станут обращаться к нему с просьбой дать им их прочесть.

Также ему будет затруднительно всегда и везде носить эти записи с собой. Эти разъяснения, несомненно, свидетельствуют о крайней слабости доводов тех, кто отрицает факт письменной фиксации Сунны во времена нашего Пророка ﷺ. Даже если признать их наличие, они ни в чем не могут служить доказательством.

Является ли ношение чапана и чалмы сунной?

Фото: 1548095885/ shutterstock.com

Фото: 1548095885/ shutterstock.com

Мухаммад Йелькенджи: "Сунна. Нет религии без Посланника Аллаха ﷺ"

Социальные комментарии Cackle