Современные условия и адабы итикафа

Люди, остающиеся в мечети с намерением совершения итикаф, сами по себе являются джамаатом. Поэтому даже если на вечерний намаз не пришел ни один человек извне, то это не нарушает итикафа.

По мнению Ханафитского мазхаба, одним из условий итикафа является то, что мечеть, в которой он проводится, должна быть действующей мечетью, где проводится коллективный намаз. В современных условиях это означает, что в данной мечети должен быть официально назначенный имам и муэдзин. Исходя из этого, итикаф можно совершать в любой мечети, отвечающей этим условиям, даже если в ней проводятся не все пять намазов (Фатхуль-Кадир, 2/106; Вехби Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами, 2/693).

Основой итикафа является полный уход от мирской жизни и посвящение этого времени Аллаху Всевышнему. По этой причине во время итикафа необходимо стараться не разговаривать на мирские темы или свести подобные разговоры к минимуму. Наряду с этим, если у человека, пребывающего в итикафе, возникают потребности в предметах первой необходимости, то он может выйти из мечети для их покупки (Вехби Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами, 2/708). Также в случае крайней необходимости человек во время итикафа может пользоваться телефоном. Главное, чтобы это не отвлекало его от поклонения.

Во время итикафа следует отдавать предпочтение таким продуктам питания, которые не загрязняли бы мечеть. В это время следует с особым вниманием стараться избегать исрафа, имея при себе лишь самые необходимые продукты. Если продукты доставляются ежедневно родными или близкими, то нужно брать лишь столько, сколько человек может съесть. Если же продукты приносят сразу на несколько дней, то в этом случае они не должны быть скоропортящимися.

Что же касается сна в мечети, то для этого следует выбирать место как можно дальше от михраба, чтобы не мешать тем, кто приходит в мечеть только на намаз.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle