Фото: Aisylu Ahmadieva/ shutterstock.com
Муслим передал хадис в котором сказано: «Повелитель правоверных, сподвижник Пророка Умар ибн Хаттаб рассказывает, что они сидели в мечети вместе с Пророком ﷺ. И вдруг в мечеть вошел непохожий на путника незнакомый человек с черными волосами, в белом одеянии. Он подошел к Пророку ﷺ, сел напротив него так, что его колени касались колен Пророка ﷺ и спросил его об исламе, имане и ихсане».
Через несколько дней Пророк ﷺ спросил: «Знаете ли вы, кто был человек, который задал мне вопросы?»
Умар ибн Хаттаб (р.а.) сказал: «Всевышний Аллах и его Пророк лучше знают».
Пророк ﷺ сказал: «Это был ангел Джабраиль, который пришел, чтобы разъяснить вам вашу религию». То есть религия ислам состоит из трех основ: имана – веры, ислама – соблюдения пяти столпов телом и ихсана – искреннего поклонения Аллаху.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами так объясняет, что такое ихсан: «Ихсан – это поклонение Аллаху в совершенном, предписанном Им виде, соблюдая при этом все обязанности перед Ним, чувствуя Его постоянный взор, зная Его величие и могущество, от начала и до конца».
Он также разъясняет, что наука ихсан – это наука тасаввуфа. И это доказывает, что тасаввуф ничто иное, как третья основа Ислама – ихсан. Если ихсан и тасаввуф одно и то же, то тасаввуф является третьей из трех основ религии Ислам, то есть неотъемлемой ее частью.
Далее я хочу привести фетву имама Мухаммада Садыка аль-Гамари, в которой он ответил на вопрос об основателях суфизма и о соответствии суфизма принципам Ислама. Вот, что он сказал: «Что касается основателя суфизма, то знай, что в его основе лежит Божественная религия, переданная Пророку ﷺ через ангела Джабраила (а.с.).
Суфизм сам по себе – благодеяние (ихсан), а это одна из трех основ религии, приведенных в известном хадисе Пророка ﷺ. В этом хадисе упомянуты ислам, означающий подчинение и богослужение, иман (вера), которая есть свет и вероубеждение, и ихсан, который представляет собой постоянное ощущение присутствия Аллаха, Его созерцания, как об этом сказано в хадисе: «…поклоняйся Аллаху так, как будто ты Его видишь, ведь даже если ты Его не видишь, Он тебя видит…».
Далее Мухаммад Садык аль-Гамари говорит: «Как вы знаете, в этом хадисе приведены три основы религии, и если человек не выполняет хотя бы одну из них, в данном случае ихсан, то в его религии есть недостаток. Знайте, что тарикат призывает дополнить свою религию ихсаном, естественно, только после того, как у человека будут совершенны иман и ислам».
Что такое ихсан, тасаввуф и суфизм?
Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»