Первый мой опыт Рамадана состоялся, когда мне было 4 года. Ранний подъем с моими сестрами и родителями, чтобы поесть риса и овощей. Когда азан звучит по радио, моя мама начинала мыть тарелки. Когда я спрашивал, нужно ли мне прекращать есть, она говорила: «Нет, дети могут есть до конца азана». Несмотря на то, что нам было необязательно поститься, и мы были слишком малы, чтобы выдержать 13 часов без еды, эти моменты остались теплыми воспоминаниями из детства.
К 10 часам я был готов к завтраку. Когда мне было около 7 лет, я умудрялся выдержать половину дня поста, разговлялся, когда приходил из школы. Моя мама, которая была домохозяйкой, даже во время Рамадана встречала нас обедом. Мои родители поощряли нас держать пост до заката, но никогда не заставляли. Первыми трудностями, связанные с Рамаданом, были естественно голод, жажда и слабость.
Так как мы жили в обществе, где большинство людей понимали ритуальные практики сообщества меньшинства мусульман, ученикам-мусульманам было разрешено не посещать уроки физкультуры во время Рамадана. Но я помню, что большинство из нас игнорировали данное освобождение. Я помню, как занимался атлетикой лет в 10 под жарким обеденным солнцем, и удивился, что не был изнурен так, как ожидал. И так было на протяжении следующих 17 лет.
Я могу с уверенностью сказать, что я полюбил этот ритуал, потому что был воспитан с гибким отношением к посту. Никто не заставлял меня соблюдать его в раннем возрасте, но я видел, как это делают мои родители с достоинством и выносливостью. Как и большинство молодых людей, я начал понимать стимул, побуждающий к посту, в более позднем возрасте.
В прошлом году я держал пост на протяжении 18 часов, когда жил в Голландии. Это было лето, и хотя эта страна известна дождливой погодой, это был один из самых прекрасных месяцев в году. Я даже подумывал, что не смогу продержать его на протяжении всего дня. Я открыл свой Коран и убедил себя, что пост на самом деле является полезным для меня.
В Коране пост или воздержание возложены на нас для богобоязненности, что значит не только набожность, но и благое поведение, умение делать тщательный выбор и укреплять свой нрав.
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (2:183).
Саум, что значит пост на арабском, означает воздержание в целом. Например, Марьям, когда родила пророка Ису, была воздержана от разговоров:
«Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми» (19:26).
Главной целью поста является воспитание богобоязненности, пост также предоставляет возможность исправить наши ошибки и грехи. Освобождение раба, кормление бедных и два месяца непрерывного поста предписаны в наказание за умышленные грехи, такие как убийство охотничьей добычи или объявление своих жен запретными для себя, а потом отречение от сказанного.
Целью воздержания как искупления является размышление над последствиями своих поступков и стремление к покаянию. Другими словами, нет смысла в том, чтобы покупать шаурму бездомному, если человек не осознает серьезность своих поступков.
Пост преследует две цели: время для практики самодисциплины и возможность размышления над нашим поведением и стремление к покаянию. Минимальные требования к посту во время Рамадана – это воздержание от основных человеческих желаний – еды, питья и половой близости «пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной» (2:187). Это самый большой вызов для тех, кто начинает поститься – будь то взрослые или дети.
Как только человек верующий справляется с ними, он может работать в направлении воздержания от запретного, например, от сплетен, злословия, плохих привычек, злости. Если человек болен или находится в пути, то пост не является обязательством. Как только он придет в форму, он должен восполнить эти дни и жертвуя нуждающимся.
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (2:184).
Красота воздержания Рамадана заключается в том, что даже те, кто не в состоянии держать пост, могут почувствовать дух Рамадана.
Рамадан учит нас терпению, двигает нас в направлении правильных решений. Сначала я считал, что 18 часов поста летом представляют для меня испытание и трудность из-за долгих часов без еды и жаркой погоды, но мой организм подстроился под новый режим в течение нескольких дней. Пост стал для меня более значимым, когда я осознал, что должен не только преодолеть голод и жажду, но также работать над покаянием и самосовершенствованием.
Сайда Хайат