Многих интересуют вопросы загробной жизни, а именно то, как живут души в мире, называемом «барзах» – промежуточном местопребывании души человека после смерти до дня Воскресения, когда она вновь воссоединится со своим телом.
Арабское слово «барзах» означает некое разделение, непреодолимую преграду и относительно душ людей Всевышний употребляет его в Коране следующим образом:
«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда (барзах) вплоть до того дня, когда они будут воскрешены!» (Аль-Му’минун, 99-100).
Каждая человеческая душа (нафс) приходит на землю для проявления своей духовной сущности в материальном мире, через материальные инструменты.
Ведь стремления душ людей очень разные, а Господь принимает лишь верность от своих рабов, о чём говорится в клятве «аль-Мисак»:
«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать: «Разве Я – не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День Воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого!» (Аль-Араф, 172).
Аллах Джалля Джалялуху, ещё до начала жизни на земле, созвал души для сей великой клятвы. Проживая же в этом мире, они должны были остаться верными Ему, согласно их врождённой памяти о единобожии (естественной склонности к нему).
Весь их земной путь был начертан для познания своей сущности, как раба и Всевышнего, – как своего Господа.
Стоит понимать, что Аллах всё прекрасно знает о своих творениях. Но Он даёт им пожить на земле, дабы каждый лично увидел свою верность или вероломство:
«Мы сотворили человека и знаем, что нашёптывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Двое ангелов сидят справа и слева и ведут запись: стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель! Смертельная агония явится с истиной. Вот то, чего ты избегал!» (Каф, 16-19).
Так, жизнь на земле – это подобие зеркала, отражающего истинные стремления рабов, которые они сами же и демонстрируют в свидетельство себе, а смерть – предъявление им подтверждения верности или неверности клятве «аль-Мисак», чтобы они не обвиняли Аллаха в несправедливости, ведь «Аллах никогда не поступает с людьми несправедливо. Это люди обходятся несправедливо сами с собой (ослушиваясь Господа и прислушиваясь к проклятому)» (Йунус, 44).
Из этого ясно, что суть человека – душа не умирает, а продолжает своё существование в ожидании суда. И, поскольку Господь определил рабам жизнь, то они всё это время продолжают получать и свой удел.
Тема загробного мира, как и говорит его название «барзах», – в большей степени остаётся за преградой, не дающей познать её более полно. Потому верующие знают об этом только из сведений из Корана и повествований Посланника Аллаха ﷺ.
Собственно, благодаря им известно, что душа человека даже без тела продолжает жить, чувствовать, питаться и получать некоторые известия о происходящем в этом мире:
«Воистину, дела людей демонстрируемы их родственникам из числа покойных» (Табари).
Как сказано пророком ﷺ, есть огромная разница в положениях между верующими и неверующими, грешными и прощёнными душами: «Могила – либо сад из числа садов Рая, либо яма из числа ям Ада» (Тирмизи 2460);
«После того, как кто-либо из людей умирает, показывают ему (в барзахе) его место утром и вечером: если он из числа обитателей Рая, то место в Раю, а если из числа обитателей Ада, то место в Аду. Ему говорят: «Это твоя обитель, в которую ты непременно войдёшь после воскрешения в Судный День!» (Бухари, Муслим);
«Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его, уйдут, к нему приблизятся два ангела и спросят: «Что ты говорил относительно этого человека (Посланника Аллаха)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он – раб Божий и посланник Его». Тогда последует ответ: «Посмотри на своё место в Аду (где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником)! Аллах заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснёт он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения).
Лицемеры же и безбожники на тот же вопрос ангелов ответят: «Не знаю, я не придавал этому особого значения или был того же мнения, что и все». Им скажут: «В действительности ты ничего о нём не знаешь и не хотел знать, не следовал за теми, кто знал». Они получат сильнейший удар металлическим молотом и закричат так, что услышат их крик все, кроме людей и джиннов. Их обитель станет невероятно тесной, состояние мучительным, и так до Дня Воскрешения!» (Из хадисов сборника Тирмизи, Бухари).
Кроме того, есть достоверный хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ сравнил душу верующего человека с вольной птицей, сказав: «Душа верующего – птичка, получающая свой удел на ветке райского дерева. И это до тех пор, пока не вернётся она в своё тело в День Воскрешения из мёртвых» (Бухари).
Это интересно: Почему умерших мусульман принято называть «мархум»?
Также в религиозных источниках говорится, что души мусульман, избавленные от могильных мук, в отличие от грешных и неверующих, положение которых хуже заключённых в тюрьму, имеют возможность общаться между собой. Они пребывают на своих степенях с себе подобными по статусу:
«А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику, пребывают вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах: с пророками, праведниками, погибшими в битве за веру, благочестивыми мужами. Прекрасные эти соратники!» (Ан-Ниса, 69).
Пророк радовал мусульман, оповещая их и о том, что каждый будет с тем, кого он любит. Потому такое товарищество начинается в этом мире, продолжается в загробном и остаётся в Раю.
Подтверждает это как раз причина, по которой и был ниспослан 69-й аят суры «Ан-Ниса»:
«Однажды Абдуллах бин Зайд аль-Ансари (р.а.) сказал Пророку ﷺ:
– О, Посланник Аллаха! Вы дороже и ближе мне моей жизни, имущества, детей и семьи. Если бы не было такого блага, как возможность посещать вас, я предпочёл бы умереть… – и заплакал.
Посланник Аллаха ﷺ спросил о причине его слёз, на что Абдуллах ответил:
– Я плачу оттого, что подумал, как однажды вас и нас не станет. Вы вместе с остальными пророками войдёте в Рай и останетесь на самом почётном месте, в лучшем кругу. Мы же, даже если войдём в райские сады, то останемся лишь на низших его уровнях и никогда уже вас не увидим…
Тогда Пророк ﷺ смолк. Ему было нечего ответить. Но Милостивейший Господь в тот же час низвёл вышеприведённый аят, наполненный смыслом: «Каждый будет с тем, кого он любит!» (Куртуби, V, 271).
Поэтому верующим весьма важно, ещё будучи в этом мире, определиться с тем, с кем он ведёт близкие отношения. Ведь приближённые к Аллаху праведники могут стать и заступниками в самый трудный Час:
«О, верующие! Бойтесь Аллаха и пребывайте с праведными!» (Ат-Тауба», 119).
Смерть неизбежна и свидетельства о живости душ окружают нас, начиная с Божественных Откровений до ясных сновидений, в которых покойные, с дозволения Господа миров, оповещают близких о своём радостном или нелёгком положении.
Этого достаточно для того, чтобы начать беспокоиться о себе и приводить в порядок свою земную жизнь в соответствии с довольством Всевышнего. Тогда Господь сам позаботится о благополучии верных рабов, им не придётся бояться за своё положение:
«Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены!» (Йунус, 62).
Все фото: shutterstock.com.