Одна из сунн праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам состоит в ночном бдении.
Среди ученых были разногласия по поводу продолжительности этого ночного поклонения. Одни ученые говорили, что нужно проводить в молитвах большую часть ночи. Другие же утверждали, что достаточно провести один час в ночных молитвах («Аль-Азкар»).
Проведение в поклонении ночи этих двух праздников оживляет сердца.
В хадисе сказано: «Кто проведет в ‘ибадате ночи обоих праздников с надеждой на воздаяние от Аллаха, у того сердце не умрет в тот день, когда умрут все сердца» («Сунан» Ибн Маджа, Сыям, 68; ат-Табарани, «Аусат», 1/57; Абу Ну‘айм, «Ма‘рифа», 5908; аз-Захаби, Мизан, 3/308).
Здесь сказано «сердце не умрет» в том смысле, что этот человек не станет неверующим.
«Хузур ТВ» покажет прямую трансляцию Ураза-байрама из Галеевской мечети
В праздничный день надо утром совершить гусль, умаститься благовониями, надеть красивую одежду, подстричь ногти, удалить волоски в подмышках и в паху.
В Ураза-байрам перед отправлением в мечеть надо съесть немного сладкого. Можно поесть фиников или кусочки сахара, но с условием, что их количество будет нечетным.
Анас (р.а.) передал хадис о том, что наш Пророк ﷺ, отправляясь на намаз Ураза-байрама, съел несколько фиников (Ахмад ибн Ханбаль; «Сахих» аль-Бухари, 953).
Наш Пророк ﷺ делал это для того, чтобы этот день отличался от предыдущего дня, поскольку предыдущие дни были днями месяца Рамадан, то есть днями соблюдения поста-уразы.
Нечетное количество фиников идет от хадиса:
«Поистине, Аллах – один-единственный и любит то, что нечетно» («Сунан» Абу Дауда, Витр, 1; ат-Тирмизи, Витр, 2).
В Ураза-байрам фитр-садака раздается бедным до намаза. Благородные сахабы до совершения праздничных намазов не разрешали давать детям поесть, а младенцам давать грудное молоко.
Направляясь на намаз, по мере сил надо стараться идти пешком, ибо это является мустахабом. Но ничего нет плохого и в том, чтобы поехать на чем-то на пятничные или праздничные намазы.
В Ураза-байрам же имаму лучше не торопиться, так как перед намазом бедным раздается фитр-садака. Имам, читая проповедь, дает наставления, говорит о милостыне и пожертвованиях, о необходимости накормить нищих и избавить их от нужды побираться.
Определен порядок проведения Ураза-байрама в мечетях Татарстана
Со всех концов города люди направляются в мечети, где будет проводиться праздничная молитва. Дети и женщины тоже идут читать намаз с джама‘атом.
Цель – чтобы на намазе было как можно многолюдней. Женщины, у которых месячные, стоят поодаль от молящихся, слушают хутбу и произносят дуа.
Таким образом, и женщины заслужат благодати и благословения Всевышнего («Сахих» имама Муслима, 890/12; «Сахих» аль-Бухари, 936; «Сунан» Абу Дауда, 1136; ан-Насаи, 1557; «Сунан» Ибн Маджа, 1307; ад-Дарими, 1/377).
Наш Пророк ﷺ желал, чтобы и женщины принимали участие в праздничном намазе. Однако в наше время, из-за боязни, что может возникнуть искушение, сочли нежелательным присутствие женщин на праздничных молитвах в мечети.
Считается мустахабом, когда человек, совершивший праздничный намаз, возвращается домой не по тому пути, откуда шел в мечеть, а другой дорогой. Наш Пророк ﷺ тоже поступал таким образом («Равдатуль-‘Уляма»).
Нужно сделать побольше шагов и на обратном пути из праздничного намаза, чтобы и савабов было больше. Не стоит возвращаться коротким путем, чтобы поскорее добраться домой («Равдатуль-‘Уляма»).
В праздник каждый должен радоваться и проявлять эту радость. Это даже можно назвать важной особенностью ислама.
Повествуется, что однажды досточтимый Абу Бакр (р.а.) пришел в дом своей замужней дочери ‘Аиши (р.а.) в дни ташрика. В доме две служанки били в бубны и хлопали в ладони.
В одном риваяте говорится, что они танцевали и воспевали в дастанах героизм ансаров. В это время наш Пророк ﷺ лежал, укрывшись одеждой.
Увидев происходящее, Абу Бакр (р.а.) начал крепко ругать их. Посланник Аллаха ﷺ открыл свое благословенное лицо и промолвил: «О Абу Бакр, оставь их! Эти праздничные дни – дни радости и веселья» («Сахих» аль-Бухари, Лидейн, 2, 3, 25, 81, Манакиб, 15, Манакибуль-ансар, 46, Никах, 82, 114; «Сахих» имама Муслима, Лидейн, 19; ан-Насаи, Лидейн, 34-36).
В другом риваяте он сказал: «О Абу Бакр! У каждого народа есть свой праздник. А это – наш праздник» (Аль-Байхаки «Сунан», 10/218; «Шу‘абуль-Иман», 5/247).
Отсюда понимаем, что быть радостным в праздничные дни и проявлять эту радость – один из отличительных признаков ислама.
Мусульманин, совершая праздничный намаз, должен представлять себя стоящим перед Аллахом на площади Махшар и должен извлечь из этого полезный урок для себя. После намаза, возвращаясь домой, он должен думать о том, будут ли приняты его деяния.
Также в праздничный день сунной является дарить подарки, встречаться с близкими и выплачивать фитр-садака до наступления праздничного намаза.
Из книги "Шир'атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама"
Фото: elements.envato.com/ru