В этому году не каждый мусульманин окажется на священных землях, по которым ступал посланник Аллаха ﷺ. Не каждый мусульманин сможет совершить хадж. Но Всевышний Господь даровал Своим рабам, чтобы те не расстраивались, если им не удастся совершить паломничество в эти десять дней, возможность совершить деяния, которые помогут достичь вознаграждения подобно вознаграждению совершения большого и малого хаджа. Это безграничная милость Всевышнего Аллаха к Его рабам и проявление любви Аллаха к Своим творениям.
Одним из таких деяний, как передал имам Тирмизи в своем сборнике хадисов, является утренняя коллективная молитва: «Тот, кто прочитал утреннюю молитву в мечети коллективно и остался там для поминания Аллаха до самого рассвета, тому Всевышний Аллах дарует вознаграждение подобное совершению большого и малого хаджа сполна, всецело и в полном объеме».
Какое это великое вознаграждение! Какая же безграничная милость! Все это указывает на бескрайнее милосердие и безграничную любовь Всевышнего к Своим рабам.
В хадисе сказано: «Поистине, Аллах создал творения, чтобы они извлекали пользу от Него, а не Он от них».
Тот, кто прочитал утреннюю молитву коллективно, затем остался и поминал Аллаха в мечети пока не рассвело, тому Аллах даровал награду не только хаджа, но и умры. Несомненно тот, кто искоренил свою лень, сможет удостоиться большой награды.
Следующее деяние, которое могут совершить верующие мусульмане и мусульманки, по своему вознаграждению подобное совершению хаджа и умры, приводится в сборнике Табарани в хадисе от Аби Умамы и Абдуллы бин Умара ибн Хаттаба (р.а.):
«Поистине тот, кто прочитал предписанную молитву в мечети, тому будет записано благочестивое совершение хаджа».
Тот, кто прочитал дополнительную молитву в мечети, тому будет записано вознаграждение принятого паломничества.
Прочтение всех молитв: предписанных, по сунне, дополнительных, в мечети вознаграждается как совершение хаджа и умры. Также приводится, что тот, кто прочитал ночную молитву в мечети, вознаграждается как за исполненный и принятый хадж. Но это действие должно совершаться постоянно.
Как приводится в книге Абу Нуайма аль-Исфахани «Хильят аль-авлия»: «Там говорится о том, что следование в мечеть пешком вознаграждается словно совершение хаджа и умры».
Это разновидность деяний, которые раскрыл Всевышний Аллах для Своих рабов. Мы лишь должны следовать им и вступить на путь, ведущий к раскрытым вратам вознаграждений Господа.
Первое – стараться прочитать утреннюю молитву коллективно в мечети, после чего остаться там до рассвета, поминая Аллаха. Второе – исполнять все предписанные и дополнительные молитвы в мечети. Третье – стараться прочитать ночную молитву коллективно. И тот, кто будет придерживаться данных шагов, будет вознагражден Аллахом подобно совершившему большое и малое паломничество.
Кроме этих благ, раскрытых в хадисах с сильной или слабой цепочкой передатчиков, которые принимаются как довод в вопросах дополнительного поклонения, нравственности и благих деяний, самое главное – это намерение верующего. Если намерением верующего является быть вместе с паломниками, Аллах удовлетворит его стремления. Поистине, за деяние воздается согласно намерению. Каждому человеку будет даровано то, что он намеривался получить.
Пророк ﷺ сказал сопровождающим его соратникам о сподвижниках, которые не смогли участвовать в битве при Табуке: «Каждый шаг вы проходили вместе с теми, кто остался. Все горы, долины и равнины вы прошли вместе с ними».
На что ему ответили: «О, посланник Аллаха, как такое возможно? Ведь они остались в Медине».
Он ответил: «Они вынужденно остались и всем сердцем хотели быть с нами, их намерения искренни и чисты».
Не забудем же и мы быть вместе с паломниками, сделаем искреннее намерение. Пусть Аллах свяжет нас вместе с теми, кто совершает хадж, самыми искренними намерениями, сделает нас богобоязненными и искренне верующими.