Факих (р.г.) сказал: «Мусульманин должен быть очень мягким и терпеливым, так как терпение - это качество богобоязненных».
Поистине, Всевышний Аллах в Своей Книге хвалит мягкосердечного человека:
«Клянусь! Если человек проявляет терпение к несправедливости и прощает обидчика, не защищаясь и не мстя ему, когда прощение не способствует утверждению бесчинства на земле, то это - из поступков, которых разумному человеку следует придерживаться» (Сура «Аш-Шура», 43 аят).
В другом аяте Аллах Всевышний сказал:
«Не равны добродеяния и злодеяния. Отклоняй зло, если оно пришло к тебе, добром, и тогда, в скором времени, тот, с которым ты враждуешь, будет твоим близким другом и сторонником» (Сура «Фуссилат», 34 аят).
Поистине, Всевышний Аллах хвалил мягкость Своего друга Ибрахима (мир ему):
«Поистине, Ибрахим кроток и терпелив и он желает вернуться к Аллаху с покаянием» (Сура «Худ», 75 аят). То есть он прощает грехи, вспоминает свои предыдущие грехи и является совершающим поклонение Аллаху. Мягкий человек - это тот, кто прощает грехи. Муниб - это тот, кто поклоняется Аллаху так, как будто стоит перед Аллахом.
Поистине, Аллах Всевышний повелел Пророку (с.г.в.) быть терпеливым и прощающим. Все пророки, которые были до нашего Пророка (с.г.в.), проявляли терпение. Аллах Всевышний сказал:
«Терпи же, о Мухаммад, и переноси неприятности, которые тебе причиняют неверующие, как терпели стойкие и твердые духом посланники в трудное время» (Сура «Аль-Ахкаф», 35 аят).
Хасан, комментируя слова Аллаха Тааля: «А если невежды говорили им непристойные слова, то они отвечали им добрыми словами», - сказал: «То есть если даже они проявили по отношению к ним невежество, то они придерживались мягкости».
Вахб бин Мунаббах (р.г.) сказал: «Среди бани Исраил был один раб. Шайтан хотел совратить его, но у него не хватило на это сил. Однажды этот раб вышел по своей нужде на улицу и шайтан тоже вышел с ним, чтобы найти удобное время для искушения. Шайтан хотел разгневать его, но у него ничего не получилось. Затем он хотел напугать его и бросил с горы большой камень. Когда этот камень приблизился к рабу, тот вспомнил Аллаха и этот камень скатился в другую сторону.
После этого шайтан начал подходить к этому рабу в образе льва и других диких животных. Раб поминал Аллаха и благодаря этому не боялся его. После этого шайтан превратился в змею, раб начал совершать молитву. Змея намоталась на обе ноги и на все тело до головы этого раба. А когда раб пожелал совершить земной поклон, то змея намоталась на его голову. Когда раб хотел сделать поклон своей головой, то змея открывала свой рот, чтобы проглотить его голову. Раб продолжал чтение намаза. Шайтан остался без надежды и ушел от раба.
Когда раб закончил молитву, то шайтан пришел к нему и сказал: «Я подходил к тебе с разных сторон, но у меня не хватило сил. Поистине, я хочу быть твоим другом. С этого дня я не буду совращать тебя». Раб сказал ему: «Это не тот день, в который ты напугаешь меня. Хвала Аллаху, я не побоялся тебя. Я не нуждаюсь в твоей дружбе». Иблис сказал рабу: «Не спросишь ли ты меня о делах своих родственников и что их постигло после тебя?» Раб ответил: «Я умер раньше них» (Имеется в виду, что после смерти в День воскресения человек окажется в таком положении, что не будет вспоминать о том, кого он любит). Иблис сказал: «Не спросишь ли ты меня, чем я совращаю сынов Адама?»
Раб сказал: «Да я спрошу тебя, извести меня, чем ты совращаешь людей?» Шайтан ответил: «Тремя вещами - жадностью, завистью и пьянством. Если человек проявляет жадность, то я показываю его глазам имущество маленьким. Он перестанет выполнять обязанности, касающихся имущества, и будет желать имущества других. Если человек завидует, то мы катаем его возле себя, подобно тому как дети катают мяч возле себя. Если человек пьянеет, то мы водим его за уши к каждому злу, как водят за уши овцу». Поистине, шайтан известил раба, что разгневанный человек в руках шайтана как мяч в руках детей. Для того, чтобы не быть пленником шайтана и не потерять благодеяния, человеку нужно быть терпеливым.
Из книги "Танбихуль гафилин"