Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 57. Разъяснение того, что верующий подобен верблюду (аль-му`мин ка-ль-джамаль)(1)
Так и сказал тот знающий о жемчужине,
Уподобил он верующего верблюду.
Верблюда Истинный (Хак) из света райских садов
Сотворил и проявил из сокровенного.
Весьма кроток он, здоров и перевозит грузы,
Жует колючку и мало ест в [мире] пяти [чувств] и шести [сторон] (пандж-у-шиш).
Если потянет за узду его младенец,
Несмотря на громадность свою, пойдет он за ним.
Обладает он обликом весьма приятным и бесподобным.
Нравом его обладает не всякий дервиш.
Горы, пустыни и степи
Пастбищем ему служат по велению Аллаха.
Довольствуется он одной травинкой в этом мире,
Свободен он от жирного, сладкого и женщин.
Кораблем пустыни и жертвующим жизнью своей он является,
Достойным, влюбленным и рискующим головой является.
Из животных именно он приятнее всех,
Счастливым именем его красота (джамаль) является.
Множество качеств в нем имеется.
Как по смыслу, так и по форме он прекрасен.
Хотя он животным и таковым является,
Еще более обидчив он, чем человек.
Если ударит его палкой погонщик верблюдов,
Или навьючит его провизией чрезмерно,
В конце концов, отомстит он ему за это,
[Подобно тому], как весна берет свое у месяца дей (зимы – прим. ред.).
Таким свойством великим он обладает,
Хотя и выставляет себя он миролюбивым.
Посему сравнивай верующего с верблюдом,
Хотя у каждого [из них] есть [свое] обыкновение и основа.
Посему, основа верующего состоит именно в том,
Что он сводит счеты с несправедливостью, несомненно.
Словно верблюд, танцует он в цветнике.
Все, что благоустроенным является, разрушает он.
____________________________________________________________
1.Пророческий хадис: «Поистине, верующий подобен верблюду с кольцом в носу: куда ведут его, туда он и идёт» [Ибн Маджа; Тирмизи; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 937).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.