Начало: О чем перед смертью просил Аллаха пророк Мухаммад (ﷺ)?
Близкие родственники Посланника, мир ему, приступили к отмыванию усопшего. Достопочтенный Аббас дал указание не пускать внутрь посторонних лиц. Дверь закрыли. И в этот миг изнутри послышался голос: «Пророка не отмывайте, он чист и не нуждается в омовении». Стали искать сказавшего эти слова и не нашли. Потом услышали еще один голос, который говорил, что надо отмывать. «Первым говорил шайтан, а я ‒ Хизр», ‒ сказал этот голос.
В отмывании участвовали почтенный Али, Аббас, его сыновья Фадл и Касим, Усама бин Зайд и вольноотпущенник Расулюллаха (мир ему) Салих, получивший прозвище Шукран. Из мужчин больше никого не было.
Тело усопшего завернули в йеменское покрывало и вынесли из-за занавеси. После этого между ними возникли разногласия по поводу того, как отмывать: полностью раздетым как других или же в ночной рубашке. И в это мгновение Всевышний Аллах погрузил их в короткий сон. Их головы склонились. Послышался таинственный голос, который произнес: «Отмывайте Расулюллаха в рубашке». Так они узнали, в каком виде следует отмывать, и перенесли усопшего к месту отмывания.
Достоверно известно, что тело усопшего положили головой к востоку и ногами к западу. Хазрати Али приступил к отмыванию. Он завернул бязью свою руку, слегка приподнял тело усопшего и начал протирать под рубашкой. Фадл придерживал рубашку. Усама ибн Зайд и Шукран поливали воду.
Почтенный Аббас с Касимом переворачивали тело с боку на бок. Они делали это с легкостью благодаря помощи из мира сокровенного. Хазрати Али (да будет доволен им Аллах) не заметил такой грязи, как у других покойников.
В достоверных хадисах повествуется: «Сначала омыли чистой водой. Во второй раз в воду добавили кедровый отвар. В третий раз протерли с камфарой. После омовения рубашку разорвали на две части и завернули в нее тело усопшего. Затем обсыпали мускусом и камфарой и завернули в саван, состоящий из трех кусков батиста.
Потом тело подняли и положили в табут. После этого усопшего оставили на некоторое время, исполняя его предсмертный наказ. Ангелы являлись толпами и совершали намаз. Затем сподвижники начали подходить по одному и совершать намаз. То есть они не стали совершать намаз с имамом. Таково было завещание Расулюллаха (мир ему). Сообщается от имама Али (да будет доволен им Аллах): «В заупокойной молитве по Расулюллаху никто не был имамом».
Ученые в области фикха говорят, что совершение джаназа намаза без имама было особым пожеланием Пророка (мир ему). По этой причине его похороны были отсрочены. Сподвижники долго думали, где его похоронить. Часть из них предложила захоронить там же, где он умер. Некоторые предлагали захоронить в мечети. Были и те, кто предлагал похоронить на кладбище Баки.
Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник (мир ему) говорил: «Пророков хоронят там, где они отдали душу». Его поддержал Али (да будет доволен им Аллах), сказав: «Место, где забрали его благословенную душу, у Всевышнего Аллаха дороже всех других мест». Так затные мухаджиры и ансары пришли к единому мнению, что Пророка (мир ему) нужно захоронить на том месте, где забрали его душу.
В Лучезарной Медине копали могилы двумя способами. Первым был способ Абу Убайды ибн Джарраха, копавшего могилы для мухаджиров. Это называли сирийской могилой. Вторым способом Абу Тальха аль-Ансари копал могилы для умерших соплеменников. Это называли ляхедом. Достопочтенный Аббас отправил сообщения обоим: кто из них придет первым, таким способом и будут копать могилу. Человек, посланный к Абу Убайде, не застал его дома. Абу Тальха пришел и сделал ляхед для Расулюллаха (мир ему).
Потом достопочтенный Аббас, Али, Укайл, Фадл, Касим, Шукран, Усама и Аус аль-Ансари (да будет доволен им всеми Аллах) спустились в могилу, постелили бархатное покрывало, доставшееся Расулюллаху (мир ему) после завоевания Хайбара, и положили на него тело. Это тоже было характерным только для Посланника (мир ему).
Затем ляхед заложили кирпичами, оставив лишь небольшое отверстие, через которое вытащили бархатное покрывало. Последним из могилы выбрался Касим ибн Аббас. В некоторых трудах приводятся слова Касима: "Я был последним, кто видел благословенное лицо Посланника, мир ему".
Говорят, что в тот день, когда Посланник (мир ему) переселился в ахират, стало вдруг так темно, что люди не могли видеть друг друга. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается: «В Медине не было более прекрасного дня, чем день прибытия Расулюллаха (мир ему). А самым трудным и горестным днем оказался день его смерти».
Абдуллах ибн Зайд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) был одним из тех, чьи дуа принимаются. Узнав о смерти Султана пророков (мир ему и благословение Аллаха), он воскликнул: «Йа Рабби! Глаза мне нужны были для того, чтобы видеть прекрасный лик Твоего любимца. Когда его не стало, зачем мне нужны теперь глаза? Йа Рабби! Забери мои глаза!». В тот же миг он перестал видеть.
Наставление: Знай же, что имеется много причин того, почему Расулюллах (мир ему) достиг таких высоких степеней в своей жизни и даже в те дни, когда умирал. О его прекрасном нраве, большом терпении и способности стойко переносить горести сообщается в ясных аятах. Подражая ему, можно достичь счастья и благополучия в этом мире и в ахирате. Такова цель написания книг с жизнеописаниями Пророка (мир ему).
Также нужно представлять его последние дни и смотреть на это с намерением извлечь для себя полезные уроки. Также, как он, придавать меньше значения бренному миру и его наслаждениям, помня, что жизнь в этом мире временна. Если смерти не избежал избранный в мирах, лучший из людей, друг Милосердного Аллаха, сам будучи Пророком, тогда кто же спасется от смерти?
Поистине, наступит Судный день, и несомненно, мы окажемся в раю или же в аду. Надо быть готовыми. Да разбудит нас всех от сна беспечности Всевышний Аллах! Да предоставит нам возможность покаяться перед смертью! Да примет Всевышний эту молитву во имя господина первых и последних!
Продолжение: События, происходившие после смерти Пророка Мухаммада (ﷺ)
Из книги "Истории пророков"