بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
إِنَّ الْمُبَذِّرِينَ كَانُواْ إِخْوَانَ الشَّيَاطِينِ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِرَبِّهِ كَفُورًا
«Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу». (Сура «Исра», аят 27)
Потребности человека никогда не иссякнут. Человек ищет любые пути, чтобы удовлетворить свои потребности, и не жалея тратит накопленное достояние.Он даже не обращает внимания на разумность своих затрат. Из-за такой слабости человека, наш Господь запретил растрачивать добро, осудил расточителей и объявил их друзьями шайтана. Хотя в Коране и поощряется инфак, т. е. трата имущества на пути Аллаха, но вместе с тем указано, что это должно иметь разумные пределы. Человек не должен доводить себя до нищеты и не имеет права оставлять без средств существования находящихся в его попечении родных и близких. Осуждается такой подход, когда кто-то говорит: «Разве это не мое имущество? Разве не я его заработал? Разве я не могу тратить его, как захочу?» Такое использование имущества расценивается как исраф, расточительство, неразумная трата своего добра.
Расточительство приводит к такому использованию имущества, которое не разрешено шариатом, к расходованию своего достояния на греховном пути. Вот тогда человек и становится братом шайтана, потому что шайтан проявил неблагодарность к Аллаху, не отплатил добром за все блага, дарованные ему Господом. Можно считать, что и расточители тоже не отдают должное за имущество. Они скупятся отдавать вещи тем, кто имеет правона них. Ведь они должны, не растрачивая вещи, отдавать их тем, кто этого заслужили. Хазрати Али считал добродеянием, если человек тратил накопленное добро на себя и на свою семью, не делая исраф, не расточительствуя. А если человек расходует лишь напоказ, то все его потраченное добро уходит в долю шайтана.
В другом аяте говорится о том, что непокорные Аллаху становятся сторонниками шайтанов: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем»(Зухруф, 43:36).
Расходование своего имущества на пути Аллаха, инфак, имеет строго определенную меру. Даже оставление собственного имущества по завещанию на пожертвования согласно шариату ограничено в определенной пропорции (не более одной трети).
Перечисляя качества му`минов, Коран выделяет и такую их особенность: они выбирают умеренность в расходовании средств: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями»(Фуркан, 25:67).
О необходимости выбирать средний путь в расходовании средств говорил и наш Пророк (с.а.в.), который утверждал, что умеющему экономить не грозит бедность, что бережливость в повседневных расходах составляет половину необходимых средств. Аллах дает добро, кому пожелает, и отбирает его, у кого пожелает. Если мы сегодня истратим свою собственность, проявив чрезмерную расточительность, завтра можем все потерять и оказаться в нужде. Во времена нашего Пророка один из сахабов, у которого было пятьсот финиковых пальм, собрал и раздал весь свой урожай, а к себе домой не принес ничего. И тогда Всевышний Аллах повелел: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным»(Исра, 17:29).
Запрещено расточительство личного и общественного имущества, несмотря на то,насколько бы велики не были наши возможности. И наоборот, поощряются бережливость и экономия средств. Ведь человечество испытывает нехватку экономических средств вследствие неразумного их расходования. Из-за чрезмерных расходов, государства вынужденно берут огромные кредиты и таким образом открывают дорогу экономическому кризису. Подорожание жизни, загрязнение окружающей среды, истощение природных запасов – все это тоже во многом является следствием неправильного расходования имеющихся средств.
Именно поэтому мы обязаны избегать сатанинского расточительства, чтобы завтра мы сами и наши дети могли жить достойно, ни перед кем не склоняя свои головы.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.