Всевышний Аллах после создания Адама (мир ему) на Земле сказал: «О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой» (сура «аль-Бакара», аят 35), поселил его вместе с Хавой в Райскую обитель и сказал обоим, напоминая о запретном дереве, которое находится в Райской обители:
И Мы сказали: « Ешьте [все, что есть] там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву [не ешьте его плоды], либо [в противном случае] вы навредите [сами себе, нарушив повеление Аллаха]» (сура «аль-Бакара», аят 35).
В другом аяте Всевышний Аллах говорит о Сатане, который хочет ввести их в заблуждение:
««И Мы сказали: «О, Адам! Он [Иблис] – враг тебе и твоей жене [Хавве]. Пусть же он не выведет вас из Рая, иначе станешь несчастным. Поистине, в нем [в Раю] ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя» (сура «Та-Ха», аяты 117-119).
Существует множество преданий о дереве, плоды которого стали запретными для Адама (мир ему). Согласно преданию Ибн Аббаса и Абу Бакра ас-Сиддыка (да будет доволен ими Аллах обоими), наиболее известное предание – это пшеничное дерево. Некоторые говорят, что это финиковое, камфорное или инжирное дерево. Самое лучшее – не определять его название, так как в аятах не указывается его название.
Иблис, завидуя превосходству Адама (мир ему), ослушался Всевышнего Аллаха, не совершил земной поклон и не оказал ему должного уважения и в результате был изгнан из Райской обители. Тогда он получил право вводить в заблуждение Адама (мир ему) и его детей. В итоге Иблис, имея способность к наваждению и козням, совершал с дозволения Всевышнего Аллаха омерзительные деяния и нашел путь в Райскую обитель.
По этому поводу наш Господь сказал:
«И шайтан стал наущать их [совершить грех], чтобы выставить напоказ их наготу, которая была скрыта от них. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только потому, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными» (сура «аль-Араф», аят 20).
В результате наущения они послушались Сатану. Всевышний Аллах описывает этот случай следующим образом:
«И он низвел их [с той высокой степени, которой они обладали, до уровня совершающих грех] обманом [принеся ложную клятву именем Аллаха и представив им ложь истиной]. И когда они [немного] оба вкусили [плоды] с этого дерева, то обнажилась их нагота [они заметили свою наготу], и они стали прикрывать себя райскими листьями. И обратился к ним их Господь [с порицанием и предупреждением]: «Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал, что шайтан – ваш явный враг?» (сура «аль-Араф», аят 22).
В итоге Он сказал:
«Шайтан же побудил их оступиться [и они отведали плодов запретного растения] и [тем самым] вывел их двоих оттуда, где они находились [из райских садов]» (сура «аль-Бакара», аят 36).
Потом Всевышний Аллах сказал:
«[О, Адам, Хавва и Иблис!] Спуститесь [из Рая на землю], будучи врагами друг другу! Земля будет для вас [и ваших потомков] местом пребывания, и вы будете пользоваться ее благами до определенного срока» (сура «аль-Араф», аят 36).
Тема, которую здесь следует рассмотреть, это отсутствие или наличие греха в поступке Адама (мир ему). Если мы не найдем оправдания его поступку в виде забывчивости, непогрешимость Адама (мир ему,) окажется под вопросом и станет причиной беззакония. Однако, как указывается в аяте, Дьявол, давая клятву именем Аллаха, обманул Адама (мир ему):
«[И чтобы они поверили ему] он поклялся им [сказав]: «Поистине, я лишь даю вам полезное наставление [поэтому раскрываю вам эту тайну]» (сура «аль-Араф», аят 21).
Адам (мир ему) не мог предположить, что Дьявол может быть настолько смелым, что принесет клятву именем Аллаха. Одним словом, Адам (мир ему) не сделал это преднамеренно. Тем более Всевышний Аллах этот вопрос упомянул в аяте:
«Мы заключили договор с Адамом [чтобы он не ел плод с дерева], но он забыл [и нарушил договор]. И мы не нашли в нем выдержки [силы и терпения в соблюдении повеления Аллаха] (сура «Та Ха», аят 115).
Пророки лишены возможности совершать греховные поступки. Адам (мир ему) один из первых среди них, следовательно, он обладает высокими степенями. Согласно преданию Абу Умамы ал-Бахили (да будет доволен им Аллах):
«Однажды один человек подошел к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О, посланник Аллаха! Является ли Адам (мир ему) пророком?»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да, тем более он обучен (Всевышним Аллахом) и удостоен разговора (с Ним)» (Хаким, ал-Мустадрак, №3039, 2/288).
Следовательно, становится понятно, что пророк, с кем разговаривал Всевышний Аллах, не может совершить грех преднамеренно, здесь, возможно, существуют определенные истины (которые нам неизвестны).
Как показывает эта ситуация, человеческий разум не способен постичь блага и милость, которые сокрыты в деяниях Всевышнего Аллаха.
Люди не смогут постичь и охватить мудрость деяний Всевышнего Аллаха, истину Его имен и качеств. Возможно, в том, что Адам (мир ему) съел запретный плод и по этой причине был изгнан из Райской обители, таятся множество истин, но человеческий разум не осведомлен об их деталях...
Из книги "Ответы на вопросы о Райской обители"