Во времена сподвижников Пророка (ﷺ) дающих фетвы были единицы, они были известны среди сподвижников знанием фикха, риваята и способностью к истинбату. Самые знаменитые среди них – это четыре праведных халифа, Абдулла ибн Масуд, Абу Муса аль-Аш’ари, Муаз ибн Джабаль, Убай ибн Ка’б и Зайд ибн Сабит. А что касается тех сподвижников, которые следовали их фетвам и мазхабу, то их было не счесть.
В период табиинов круг иджтихада расширяется, и мусульмане идут по тому же пути, что и сподвижники Пророка (ﷺ), однако в силу принципов иджтихада, о которых мы рассказали, цитируя ибн Халдуна, иджтихад преобразовывается в два основных мазхаба, мнения и хадиса.
Из числа выдающихся ученых мазхаба мнения в Ираке: Улькамат ибн Кайс аль-Нахьий, Масрук ибн аль-Аджда аль-Хамдани, Ибрахим ибн Зайд аль-Нах’ий и Саид ибн Джабир. Жители Ирака и его округов следовали за этим мазхабом без малейшего осуждения.
Из числа выдающихся ученых мазхаба хадиса в Хиджазе были: Саид ибн аль Мусаиб аль-Махзуми, Урва ибн аль Зубайр, Салим ибн Абдулла ибн Умар, Сулейман ибн Ясар и Нафи, вольноотпущенник Абдуллы ибн Умара; жители Хиджаза и его округов следовали за этим мазхабом без малейшего осуждения. Порой между главами этих двух школ происходили острые диспуты и споры, однако простой народ и мутакаллимов, не достигших такого уровня знаний, не заботили эти диспуты, поскольку они следовали за тем, за кем хотят, или же за тем, кто более близок, и это никем не осуждалось. Диспут одних муджтахидов с другими не приводил к какой-либо ответственности неграмотного, имеющего оправдание в своей неграмотности. Третье . Ясное логическое доказательство. Мы имеем в виду под этим сказанное крупным ученым, шейхом Абдуллахом Даразом: «…Логическое доказательство: тот, кто не достиг степени иджтихада и сталкивается с ситуацией по ответвлениям шариата, он в этом случае либо вообще не совершает поклонения, что противоречит иджме, или же совершает поклонение либо опираясь на анализ доказательства, относящегося к норме шариата, либо основываясь на таклиде, а первое невозможно, поскольку это приведет к тому, что все люди будут изучать доказательства, касающиеся всех жизненных ситуаций, и они не будут заниматься мирскими проблемами, и это приведет к застою ремесел, и разрушению этого мира из-за простаивания полей и заброшенности потомства, полному исчезновению таклида, а это приведет большим проблемам. Остается только таклид, и они будут в этой ситуации поклоняться, основываясь на таклиде».
Когда ученые увидели взаимодополнение доказательств Книги, сунны и логики в том, что неграмотному и ученому, не достигшему степени истинбата и иджтихада, не остается ничего другого, кроме как следовать за муджтахидом, знающем доказательства, они сказали, что фетва муджтахида в отношении неграмотного подобна аргументу Корана и сунны в отношении муджтахида, поскольку Коран также как обязал ученого придерживаться доказательств и аргументов, также обязал неграмотного придерживаться фетвы алима и его иджтихада. Поясняя это, аш-Шатаби говорит: «Фетва муджтахидов в отношении неграмотного подобна доказательствам шариата в отношении муджтахидов. Доказательство этого следующее: существование доказательств и их отсутствие равнозначно для мукаллидов, если они не получают от них никакой пользы. Изучение доказательств и истинбат не в их компетенции, и ни в коем случае не относится к дозволенному. Ведь Аллах сказал: «Спрашивайте знающих, если вы не знаете». Мукаллид же не является ученым, и он имеет право только спрашивать знающих. В вопросах религии он, безусловно, должен обращаться к ученым. В таком случае они, по отношению к мукаллиду, предстают как шариат. А слова их подобны законодателю».
Вдобавок к этому необходимо напомнить тебе цитаты ибн аль-Кайима ад- Дахляви, Иззу ибн Абдуссаляма, Камаля ибн Химама, приведенные нами в качестве опровержения доводов автора брошюра. Все эти цитаты содержат доказательства дозволенности таклида в отношении того, чья научная степень не привела его к способности к выведению норм и иджтихаду. Если ты понял эти ясные доказательства дозволенности таклида и даже его обязательности для того, кто не достиг степени иджтихада и истинбата, основанные на достоверных цитатах, однозначном единогласии уммы и очевидной логике, так какая же разница в этом случае, будет ли тот, за кем следуют, асхабом, или же имамом мазхаба ра’й или хадиса или же одним из четырех имамов, если все они являются муджтахидами, а мукаллид является не знающим способов извлечения доводов и норм?!. Так в чем же смысл слов, что происхождение четырех мазхабов это нововведение, а таклид и следование за ними – другое нововведение? Почему мы должны считать происхождение четырех мазхабов нововведением, и не считать происхождение мазхабов ра’й и хадис таким же нововведением? Почему следующий за имамом аш-Шафии или Абу Ханифой становится нововведенцем, а следующий за ан-Нах’и в Ираке, или Саидом ибн Мусайбом в Хиджазе, таковым не является? Более того, почему следование за четырьмя мазхабами является нововведением, и не является подобным нововведением следование за мазхабом Абдуллаха ибн Аббаса, или Абдуллаха ибн Мас’уда или Айши, матери правоверных?! Так что такого сделали имамы четырех мазхабов из нововведений, чтобы нам запрещать всем людям следовать за ними и подозревать следующих за ними в нововведении?.. Что они прибавили по отношению к прежним муджтахидам из числа асхабов и табиинов?!
Все, что мы считаем новым из их трудов, это систематизация сунны и фикха с одной стороны, и установление основ и методов выведения норм и исследования – с другой. Результатом этого стало прекращение острых разногласий между школами хадиса ра’й, существовавших ранее. Две группы пришли к единогласию об утверждении новой меры, которая в свою очередь опирается на доказательства сунны, Коран и иджмы. Тем самым укрепились столпы этих четырех мазхабов, укрепились их стволы, были выведены их основы и ветви, и ученые проявили о них заботу и проводили исследования. В этом и кроется тайна их долгого существования, и распространения их книг, и защиты их учеными во все времена, вместе с единодушием в том, что ни один ученый, понимающий источник нормы и ее доказательства, имеющий способность к исследованию и выведению решений, приводящую к уверенности в полноценности его понимания и знаний, не имеет права следовать в решении за кем-либо из четырех имамов.
Рамадан аль-Бути. "Путь размечен. Отказ от мазхабов - опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому шариату", 2004.
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.