Давайте подумаем – в чем же заключается истинный смысл поста в Рамадан, почему мусульмане должны целый месяц в течение всего светового дня отказаться от пищи, воды и супружеской жизни? Многие сейчас скажут, что таково повеление Всевышнего. Разумеется, это правильно. Но ведь в каждом Его повелении есть своя мудрость и смысл, в чем же смысл поста?
Ответ содержится в той цели, ради которой сотворен человек. Как мы знаем, человек создан для того, чтобы поклоняться своему Творцу.
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51, 56).
При этом под поклонением подразумеваются не только определенные действия, когда человек буквально склоняется в молитве перед своим Создателем, падает ниц перед Ним, выражая Ему свою преданность и покорность, но и вся жизнь человека, которая должна быть прожита ради довольства Всевышнего. Когда человек в каждый момент своей жизни должен помнить о Том, Кто его создал – выражать Ему благодарность за свою жизнь и все блага, которые он имеет в жизни, обращаться к Создателю, поступать так, как Он хочет.
Что же мешает человеку постоянно осознавать себя перед взором Создателя и вести угодную Ему жизнь – ведь мы знаем, что периодически совершаем дурные поступки, бываем забывчивы и неблагодарны? Причина в том, что у нас есть не только душа – при помощи которой мы и способны познавать Творца, но и тело, а вместе с тем множество материальных потребностей.
Мы помещены в материальный мир, который имеет сильную власть над нами – нас влекут к себе разнообразные удовольствия и блага, которые в нем находятся. У нас есть животная душа, наше эго – которую называют нафс, где живут низкие чувства и страсти. Нафс побуждает человека искать удовольствий мирской жизни, соревноваться с другими людьми в накоплении имущества, нафс завидует, гневается, он побуждает человека искать запретного общения с противоположным полом.
Для того, чтобы человек хотя бы на некоторое время оторвался от материальной жизни и вспоминал своего Творца, Он повелел нам исполнять определенные действия поклонения – совершать обязательные молитвы, отказываться от запретной пищи, читать Коран. В эти момент человек на некоторое время отрешается от мирской суеты, но через какое-то время потребности материального мира опять берут верх над ним, и он забывает о духовных вопросах.
Чтобы эта связь человека с материальным миром хотя бы на какое-то время была прервана, Всевышний повелел ему раз в году целый месяц держать пост, то есть, резко ограничить потребности его тела. На протяжении долгого дня – особенно если пост приходится на лето, человек испытывает голод и жажду, он не должен сближаться с супругой или супругом.
Почему необходимо отказаться именно от еды, питья и интимных отношений? Желудок и половые органы – это именно те части тела, при помощи которых материальный мир управляет нашим поведением. Ради чего человек трудится и умножает свое имущество, собирает богатство?
Это делается либо ради того, чтобы иметь возможность покупать себе самую вкусную еду и разнообразные напитки, либо ради того, чтобы быть привлекательным для противоположного пола. Мужчины стараются достичь высокого положения в обществе, заработать большие деньги, чтобы их любили красивые девушки – ведь для многих женщин важно, чтобы их муж был богатым и известным человеком.
Женщины, наоборот, всячески приукрашивают свою внешность - наряжаются в модную одежду, следят за своим лицом и фигурой, поскольку мужчинам нравится видеть рядом с собой привлекательную и ухоженную жену. Ради обладания какой-то очень красивой женщиной мужчины вступали в конфликты и даже устраивали войны. По древнегреческой легенде, многолетняя Троянская война произошла именно из-за женщины – когда троянский царевич Парис похитил Елену, прекрасную жену спартанского царя Менелая.
Иными словами, именно голод и влечение к женщине (или к мужчине) управляют человеком в этом мире, движут его поведением. Зная это свойство человека, его зависимость от потребностей своего тела, наш Создатель и повелел человеку в определенное время года сознательно обуздывать эти два органа, которые имеют над ним такую власть. Недаром аят Корана, где говорится о возложенной на мусульман – так же, как на верующих других религий – обязанности поста, говорится о богобоязненности человека.
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы будете богобоязненными» (2, 183).
Иными словами, Господь говорит человеку – если ты сумеешь в это время обуздать свое тело, свои мирские потребности, таким образом ты выразишь свою преданность Мне, ты вспомнишь о Том, Кто тебя создал.
Смысл Рамадана именно в том, чтобы отказаться на время от нужд и желаний нашего тела, чтобы освободившееся время посвятить поклонению Всевышнему. Поэтому в Рамадан становятся такими ценными и обязательные, и желательные действия поклонения – поскольку в идеале человек должен совершать их с удвоенным энтузиазмом, с большим усердием и любовью к Богу.
К сожалению, следует отметить, что в Рамадан человека подстерегают другие опасности. У него образуется много свободного времени – когда ему не нужно несколько раз в день готовить себе еду, покупать продукты, отвлекаться на прием пищи. Остаются только его трудовые обязанности (если он должен в это время работать) или учебные (если он учится).
Оставшееся время ему следует посвятить чтению Корана или иной религиозной литературы, поминанию Аллаха (зикр), совершению желательных намазов – либо восполнению пропущенных молитв, если у него есть долговые намазы, и иным богоугодным делам (посещать больных, помогать бедным, уделять внимание родственникам).
Но с сожалением приходится признать, что многие мусульмане тратят это ценное свободное время совершенно впустую. Они часами сидят перед телевизором, бесцельно бродят по интернет-сайтам, болтают по телефону, переписываются в социальных сетях. Женщины ходят по магазинам, где часами рассматривают и примеряют одежду или обувь, рассматривают модные сумочки или иные аксессуары. С приближением вечера они с нетерпением посматривают на часы – когда же наконец это кончится, и можно будет вкусно поесть и попить?
Вторая опасность, которая подстерегает верующих в это время – это грехи языка. Человек обуздал потребности своего желудка, своих половых органов, но, к сожалению, язык остался на свободе. Во время Рамадана возрастает награда за благие дела, но грехи, совершенные в это время, будут особенно тяжелыми. Особенно это касается всех грехов, связанных с языком – злословия, сплетен, клеветы, лжи, сквернословия и брани, ссор и споров.
Поэтому во многих хадисах подчеркивается важность обуздания своей речи в это время, важность удаления от ссор и конфликтов:
«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь попытается завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): «Поистине, я пощусь! (Я соблюдаю пост!)» (Аль-Бухари).
«Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху нет нужды, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (Аль-Бухари).
Про таких верующих говорится в хадисе, что пост не принесет им никакой пользы, кроме голода и жажды.
Итак, какой можно сделать вывод? Рамадан необходим для поддержания баланса между материальными и духовными вещами в жизни человека – когда раз в году человеку предписано резко ограничить потребности своего тела, чтобы иметь возможность вспомнить о своем Создателе, усердно поклоняясь Ему и совершая благие дела. Поэтому для нас крайне важно, чтобы это ценное время не пропало впустую и не было потрачено на бесполезные, а то и вредные дела, которые вызовут гнев Аллаха.
Анна Кобулова