Если вы читали перевод стихотворений с оригинала на другой язык, наверняка замечали, как, передавая общий смысл текста, теряется его красота. Оттенки слов, выражений, тонкость использованных словесных приемов становятся блеклыми в переводе, а то и вовсе исключаются за отсутствием аналогов в языке перевода. Так говорят и о тафсирах те, кто читает и понимает Коран в оригинале.
И это первая причина, по которой мусульманам желательно изучать арабский язык – для того, чтобы оценить красоту Речи Аллаха. Если Всевышний избрал этот язык, чтобы рассказывать людям о Себе и Своих законах в течение 14-ти столетий и до конца времен, значит, он неспроста выбрал именно его. Пророк ﷺ призывал любить этот язык «из-за трех вещей: потому что я араб, потому что Священный Коран – на арабском, и потому что язык обитателей Рая – арабский (язык Корана)» (ат-Табарани, аль-Хаким, аль-Байхаки)».
Вторая причина начать изучать арабский язык – чтобы понимать, о чем мы говорим в намазе, знать смысл слов, с которыми мы обращаемся к Всевышнему Аллаху, прося его, восхваляя и прося прощения. Ведь только понимая, о чем речь, можно быть искренним в намазе, прочувствовать диалог со Всевышним. В одном хадисе говорится, что кто-то получит половину благодеяний за намаз, кто-то – шестую часть, и так до десятой части. Саваб записывается лишь за ту часть, которая была выполнена осознанно, а какая может быть осознанность без понимания?
Третья причина – понимать хадисы Пророка Мухаммада ﷺ. Каждый раз, когда человек цитирует хадис и делает это неправильно, он возводит ложь на Посланника Аллаха ﷺ. При этом всегда нужно помнить его слова о том, что пусть готовится получить свое место в Аду тот, кто возводит на него ложь с умыслом, и поэтому не говорить того, в чем не уверен.
Великие люди побуждали мусульман изучать арабский язык:
‘Умар ибн аль-Хаттаб, радыйаллаху ганху, призывал изучать литературный арабский язык и обязательные для каждого деяния, ведь это часть нашей религии (Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф»).
При этом Ислам не обязывает нас изучать тонкости этого языка. Абу Хамид аль-Газали призывал изучать язык до того момента, когда человек может говорить на арабском и понимает, когда к нему обращаются. При этом узнавать значение только тех редкостных слов, которые есть в Коране и сунне. И изучать грамматику языка, актуальную для Корана и сунны (Аль-Газали, «Оживление религиозных наук»).
Посланник Аллаха ﷺ в одном из хадисов так же призвал изучать язык арабов столько, сколько необходимо для понимания Священного Корана, а затем остановиться (аль-Байхаки).
Islam-Today