«Скажи (иудеям, о, Пророк): «Если вечная обитель Аллаха (Рай) – только для вас, а не для (других) людей, то пожелайте себе смерти, если вы правдивы» (Бакара, 94).
Иудеи полагали, что Аллах Всевышний сотворил Рай только для них и для их потомков. В ответ на эти измышления и был ниспослан данный аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/116].
«Скажи (им, о, Мухаммад): «Кто враждует с Джибрилем (тот пусть умрет от злости)». Он (Джибриль) низвел его (Куръан) в твое сердце с дозволения Аллаха для подтверждения правдивости того, что было прежде (прежних Священных Писаний), как верное руководство и благую весть для верующих. Кто враждует с Аллахом, Его ангелами и посланниками, Джибрилем и Микаилем, (тот неверующий). Поистине, Аллах – враг неверующих! (О, Мухаммад!) Поистине, Мы низвели тебе ясные знамения (в подтверждение истинности твоего пророчества). Отрицают же их только нечестивцы (неверующие и непокорные упрямцы)» (Бакара, 97-99).
Все муфассиры единодушны во мнении, что эти аяты были ниспосланы в качестве ответа иудеям из числа Сынов Исраилевых. Однако в риваятах, касающихся событий между мусульманами и иудеями и связанных с ниспосланием этих аятов, имеются некоторые отличия. Далее мы приведем эти риваяты:
Ибн Аббас рассказывал: «Однажды иудеи пришли к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказали: «О, Абуль-Касым! Мы хотим спросить тебя кое о чем. Если ты ответишь на наши вопросы, то мы последуем за тобой. Скажи нам, кто из ангелов приходит к тебе? Так как нет ни одного Пророка, который бы не получал откровений от своего Господа через ангела. Кто твой друг (приносящий тебе откровения от твоего Господа)?». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Джибриль».
Иудеи сказали: «Он тот ангел, который приносит войны. Он наш враг. Если бы ты сказал, что это Микаиль, приносящий дождь и милость, то мы бы последовали за тобой». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Скажи (им, о, Мухаммад): «Кто враждует с Джибрилем… Аллах – враг неверующих!» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 24-25].
Этот хадис так же передал имам Тирмизи [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/26; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/274].
Риваят, также переданный от Ибн Аббаса и приведенный имамом Табери, немного отличается от предыдущего, являясь, однако, более детальным. А именно: «Однажды группа иудеев пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «О, Абуль-Касым! Мы хотим спросить тебя о некоторых вещах, знанием о которых может обладать только Пророк». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Спрашивайте, что пожелаете, но дайте мне слово именем Аллаха, если то, что я вам скажу, будет соответствовать тому, что известно вам, то вы, приняв ислам, последуете за мной». Они приняли это условие, сказав: «Хорошо, мы даем тебе слово».
Иудеи сказали: «Мы хотим, чтобы ты сообщил нам о четырех вещах. Что запретил себе из еды Исраиль, до того, как была ниспослана Тора? Какова жидкость у мужчин и у женщин? От чего зависит рождение мальчика, а от чего рождение девочки? Сообщи нам о том, кто из ангелов является другом для этого неграмотного Пророка во сне?».
Посланник Аллаха (с.а.с.) дал на их вопросы следующие ответы: «С именем Аллаха, ниспославшего Тору Мусе. Вы знаете, что однажды Исраиль заболел. Его болезнь затянулась, и тогда дал обет Аллаху, что если Аллах дарует ему исцеление, то он сделает для себя запретным ту еду и питье, которые он больше всего любит. Его самым любимым блюдом было верблюжье мясо, а самым любимым напитком было верблюжье молоко. Разве не так?».
Иудеи ответили: «Да, ради Аллаха».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Я призываю в свидетели Аллаха – единственного Бога, ниспославшего Мусе Тору. Мужская жидкость белая и густая, а женская жидкость желтая и жидкая. Какая жидкость возобладает над другой, такого пола и будет ребенок, и на того он будет похож. Знаете ли вы, что если мужская жидкость возобладает над женской, то, с позволения Аллаха, родится мальчик, а если женская жидкость возобладает над мужской, то, с позволения Аллаха, родится девочка?».
Иудеи сказали: «Да, о, Аллах».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, Аллах! Будь свидетелем!», а затем продолжил, сказав: «Скажите ради Аллаха, ниспославшего Тору Мусе, знаете ли вы, что, когда глаза этого неграмотного Пророка спят, его сердце не дремлет?».
Они ответили: «Да, ради Аллаха».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, Аллах! Будь свидетелем!».
Иудеи сказали: «А теперь скажи нам, кто из ангелов является твоим другом? И в зависимости от твоего ответа, мы либо последуем за тобой, либо покинем тебя».
Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Мой друг – Джибриль. Какого бы Пророка Аллах не посылал к людям, его другом был Джибриль».
Иудеи сказали: «Теперь мы покидаем тебя. Если бы твоим другом вместо Джибриля был любой другой ангел, то мы уверовали бы в тебя и последовали бы за тобой».
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «Что же вам мешает принять Джибриля?». Они ответили: «Он – наш враг. Это такой ангел, который приносит лишь жестокость, войны, трудности и кровопролитие».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят.