بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
إِنَّهُمْ أَلْفَوْا آبَاءهُمْ ضَالِّينَ فَهُمْ عَلَى آثَارِهِمْ يُهْرَعُونَ
«Воистину, они нашли своих отцов заблудшими и сами поспешили по их стопам». (Сура «Саффат», аяты 69-70)
Принимать вслепую какую-либо идею, а затем защищать ее, независимо от того, правильная она или неверная, это и есть фанатизм. Когда сторонник какого-нибудь учения верит, что оно верное, то это с одной стороны, конечно, является нормальным. Но нельзя быть слепым сторонником идеи и без разбору отрицать все другие суждения. Такое понимание может стать простым подражанием.
Если чрезмерная любовь и привязанность к чему-либо подкреплены знаниями, то это рождает в человеке правильное понимание. Но если эти любовь и привязанность основаны не на знаниях, а на невежестве, тогда этот человек становится одержимым, фанатиком. Демострация такого поведения называется фанатизмом. В связи с этим, неправильно использовать слово “фанатик” применительно к верующему, набожному человеку, потому что фанатизм – это отрицательная наклонность.
Против фанатизма больше всего выступает Ислам. Когда Пророк (с.а.в.) призывал многобожников, мушриков к Исламу, они не принимали Ислам не потому, что находили в нем что-то неправильным, а из-за того, что слепо следовали религии своих предков. Не желая не во что вникать, спорить, размышлять, они просто считали свою религию выше остальных. Это слепое упрямство, которое не давало воспринять истинную религию, в Коране названо «заносчивостью времен невежества» (Фатх, 48:26).
Следовательно, мы не должны уверовать вслепую в основы религии или любой другой системы понятий, а делать это совершенно осознанно.Мы должны четко осознавать, во что мы верим, почему и как мы верим. Те ценности, в которые мы искренне верим, должны прочно укорениться в нашей душе. Но в то же время в ней должно оставаться место и для восприятия других точек зрения и различных оценок.
Ислам призывает нас всегда следовать истине, а не старым догмам, наполнив ими свой мозг до краев. Мы должны следовать принципу «даже если знаешь, спроси у того, кто знает лучше». Потому что всегда найдется тот, кто знает лучше нас. Даже если мы считаем, что очень хорошо разбираемся в каком-то вопросе, мы должны прислушиваться к чужому мнению, допускать различные точки зрения.
Людей с застывшими понятиями, считающих только свои знания незыблемыми, избегающих обмена мнениями с другими, Всевышний Аллах сравнивает со слепыми, глухими и немыми. Вот какое пояснение приводится о них в одном аяте:
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами»(Аграф, 7:179).
По этой причине будет одинаково ошибочным, закрыв глаза, считать неправильные вещи правильными, а те положения, истинность которых еще не доказана, признавать ложными. Чтобы не впасть в тот самообман, которым утешают себя отрицатели и неспровергатели религии, истину надо искать в Коране и Сунне. Все знания, которые достались нам по наследству из прошлого, тоже надо пропустить через сито Корана. В противном случае окажется, что мы, сами того не подозревая, построили свою жизнь на ошибках.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.