«Горе всякому клеветнику и обидчику, который копит богатство и пересчитывает его. Он думает, что его богатство даст ему вечную жизнь. Но нет! Он непременно будет ввергнут в аль-Хутама [Ад]. Откуда ты узнал, что такое аль-Хутама? Это – неугасимый [адский] огонь Аллаха, который доходит до сердец. Поистине, он сомкнется над ними, [подпертый] длинными столбами» (Аль-Хумаза, 1-9).
Привычка насмехаться над другими появляется у человека, когда он начинает считать себя выше остальных. А дальше он уже доходит до того, что смотрит на всех свысока, ни во что их не ставя. Коран же объявляет всех верующих братьями и запрещает любые высказывания и поступки, способные нанести вред этому братству. Любитель насмешек проявляет высокомерие и гордыню и своими действиями обижает и оскорбляет своего брата-мусульманина.
И гордыня, и унижение других являются запретным, харамом. Оба этих качества в результате приводят к ослаблению братских уз в исламском обществе. Тем более, что вместе с обидой во взаимоотношения людей примешиваются ненависть и враждебность, из-за чего вред наносится не только отношениям двух людей, но становится и причиной ослабления общественных связей.
В связи с этим, один аят из суры «Худжурат» в очень доступной и образной форме разъясняет данное положение:
«О, верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех. И не шпионьте друг за другом, и не злословьте за спиной друг друга. Захочет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Вам будет это неприятно! И бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Милующий [кающихся]» (Аль-Худжурат, 11).
Запрет на оскорбление других словами и делами касается не только мусульман, в исламе есть понятие неприкосновенности чести и достоинства личности, согласно которому мусульманин не имеет право пятнать честь и достоинство другого человека, какой бы религии он ни придерживался. Вот что говорится об этом в аяте:
«И не ругайте тех [идолов], к которым они взывают помимо Аллаха, иначе они станут ругать Аллаха из вражды и по невежеству [потому что они не знают Аллаха]. Так Мы приукрасили для каждого из народов их дела. Затем [в вечной жизни] они будут возвращены к своему Господу, и Он сообщит им обо всем, что они делали» (Аль-Ан‘ам, 108).
Как известно, отношения в обществе основываются на искренности, а инструментом же для измерения этой искренности является человеческое сердце. Пророк (с.а.с.) сказал: «Аллах не посмотрит на вашу внешность и на ваши богатства. Но Он посмотрит на ваши сердца» (Муслим). Люди постоянно судят о человеке по каким-то его внешним проявлениям, а его внутренний мир остается недоступным. Аллах же будет судить нас не по внешнему виду, а по благочестию наших сердец. По этой причине никто не имеет права хулить и оскорблять равного с ним другого человека и разбивать его сердце, являющееся тем местом, куда направлен взор Аллаха.
В приведенной в начале нашей темы суре приводится пример человека, который считает богатство единственной высшей ценностью в мире. Коран осуждает таких людей, насмехающихся над всем остальным, кроме своего богатства. Горе такому человеку, который копит богатства и не переставая пересчитывает их, сталкивает людей и насмехается над ними (Аль-Хумаза, 1). Человеку, уверовавшему в Аллаха и в День воскрешения, никак не подобает делать другого человека предметом насмешек, шуток и острот. Ведь никому неизвестно, кроме Аллаха, кого Он посчитает более достойным.