В период кризисов и безработицы люди озабочены тем, где и как найти пропитание. Сегодня многие семьи испытывают стеснение в средствах к существованию. Эта обстановка толкает на отчаянные поступки, ввергает в состояние депрессии, стресса. Обычно, в такие моменты жизни включается инстинкт самосохранения и человек может вовсе потерять свой человеческий облик, решаясь покуситься на имущество других. В следствии чего возрастает преступность в виде мошеннических действий, нападений и даже убийств.
Понимая причину этих действий, не знаешь жалеть таких людей или ненавидеть. Но оправдывать преступление, конечно, нельзя. Ведь преступник ради себя и своей семьи делает плохо другим, возможно, ставя их в более худшее положение, чем своё. Такая реакция свойственна животным. Когда они сильно голодны, то из обуявшего их страха лишиться пищи, набрасываются даже на руку, подающую им корм. Однако, в отличие от животных, Аллах Табаракя ва Та’аля возвысил человека, наделив его разумом и возможностями. Людям следует контролировать свои инстинкты, управлять ими с помощью этого разума.
Проблемы есть у всех, ибо мы находимся в этом мире именно для прохождения испытаний. Господь ведь сказал:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём» (сура «Аль-Бакара», аяты 155-157).
Нужно помнить, что удел исходит только от Аллаха. Никто не способен его увеличить или уменьшить, кроме Него. Не по причине наличия работы у человека есть деньги, а по причине милости Аллаха у него есть работа, посредством которой он получает определённый ему удел. Если человек лишается работы не по своей вине (добровольного отказа от возможности заработать или увольнения из-за недобросовестного её исполнения), то, значит, удел его оттуда завершён и следует лишь терпеливо искать следующую дверь дозволенного ризка. Так же, если человек внезапно лишается имущества, например, по причине кражи, значит, и это было не из его удела, а из удела вора, который тот получил запретным способом. И, конечно, вор не ощутит его блага.
Вся наша жизнь под пристальным взором Творца. Он не оставляет ни одно из своих творений без пропитания. Пока у человека есть дни жизни на земле, его удел непременно дойдёт до него. Человек не умирает, пока не съедает предопределённый ему последний кусок. Кому-то дано много, кому-то мало, но ризк (пропитание) у него есть. И лишь немного времени Всевышний испытывает сущность своего раба: будет ли он благодарным и терпеливым или же забудет милость Аллаха к нему и притеснит этим самого себя?
Верующий, зная о таких испытаниях Аллаха, всегда старается быть умеренным и скромным. Ведёт себя так, как подобает вести себя рабу. В дни благополучия он не излишествует и, согласно аяту Корана, проявляет заботу о тех, кто находится на тропе своих испытаний: «И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили...» (сура «Аль-Мунафикун», аят 10).
Господь называет раздачу милостыни нуждающимся займом Себе, ведь это Он доводит милость одним рабам руками других, в то же время испытывая их друг другом. А за это добро, Аллах возвращает многократно: «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (сура «Аль-Хадид», аят 18).
Иначе говоря, кто желает увеличения своего имущества, пусть добывает его дозволенными путями и расходует ради Аллаха без страха обеднеть. Таковы чудеса Его и доказательства духовного сердца: человек может взять миллионы в кредит и чувствовать нехватку, а может, наоборот, выделять на Его пути из последних средств и удивляться достатку, словно бы он стал обильным! Это называется баракят — благословение Всевышнего! И ведь Пророк (мир ему) сказал об этом феномене: «Раздача садака не уменьшает имущества» (Тирмизи).
В одном риваяте так рассказывается о том, как благодарность Всевышнему, проявившаяся через раздачу милостыни наполняет благом всю жизнь верующего:
«Абу Абдуллах Аль-Хариси Ар-Разы (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Аллах Всевышний сказал в откровении одному из своих Пророков:
– Такой-то мой раб проведет половину своей жизни в богатстве, а другую половину – в бедности. Отправляйся к этому рабу и спроси его, что бы он хотел сначала, быть богатым или бедным?
Пророк того времени пригласил к себе того человека и сообщил ему о том, что Аллах сказал в откровении. Человек ответил:
– Я посоветуюсь с женой, а потом сообщу свое решение. Придя домой, он рассказал все своей жене. Та сказала:
– Попроси, чтобы первым было богатство.
– Бедность после богатства – это очень тяжело. Однако богатство после бедности – это очень хорошо.
– Нет! Ты послушайся меня, сделай так, как я говорю. Человек пришел к пророку и сказал:
– Сначала я хочу быть богатым.
Аллах Всевышний раскрыл для этого человека двери богатства и положил мирские блага к его ногам. Жена сказала ему:
– Если хочешь, чтобы эти блага остались у тебя, будь щедр к людям.
Этот человек, послушав свою жену, стал очень щедрым. Настолько, что когда покупал для себя одежду, точно такую же одежду он покупал и для какого-либо бедняка.
Когда половина жизни этого человека прошла, Аллах Всевышний сказал в откровении пророку того времени:
– Я определил для него, что половина его жизни пройдет в богатстве, а другая половина пройдет в бедности. Однако я нашел его благодарным за дарованные ему блага. Благодарность является средством увеличения блага. Иди и обрадуй его тем, что я решил, что оставшаяся половина его жизни тоже пройдет в богатстве». (Рухуль-Баян 1/39)
Эта истина так же прописана в Коране: «Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим» (Сура «Ибрахим», аят 7). Поэтому в дни благоденствия важно помнить и о предстоящих днях испытаний, стараясь смягчить их удары, совершая богоугодные деяния.
Как начать радоваться жизни, несмотря на проблемы и трудности?
А в трудные дни не стоит впадать в отчаяние, мечась в поисках выхода из положения, словно муха в банке. Это временные испытания, требующие упования на Господа. Ведь любое испытание — это лишь выяснение отношения раба к своему Создателю. Нужно проявить веру — доверие к Аллаху Газза ва Джаль, что Он не оставит, пока мы уповаем на Него, ища свой удел дозволенным способом, не допуская и мыслей о запретных путях. Но оставит, если мы отвернёмся от терпения и поспешим к запретному, положившись на самих себя.
«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (Сура «ат-Талак», 2-3 аяты).
Айна Замаева