Зависть – болезнь человеческого нафса, особая форма тревоги, вызванная успехом другого человека, несущая в себе разрушительные для личности последствия.
Испытывая зависть, человек воспринимает чью-то удачу или успех в любой сфере как обидную несправедливость по отношению к себе. Очень часто он и сам не осознает свою зависть, его болезнь проявляется в беспричинном плохом настроении, недовольстве жизнью, раздражительности и даже депрессии.
Великий халиф Умар ибн Абдуль-Азиз (р.а.) говорил: «Я не видел более несправедливого человека, чем завистник, ведь он сам сгорает в огне своей зависти и постоянно корит себя и других».
Завистник всегда задается вопросом: «А как же я? Почему у других есть красота, талант, богатство, власть, слава и другие блага, или, во всяком случае, они наделены ими щедрее, чем я? Почему не я?»
Обычно радость противопоставляется грусти. Причем же тут зависть?! Если мы постараемся разобраться в том, что испытывает завистник, то станет очевидным: зависть не столько желание обладать тем, что есть у другого, сколько неспособность радоваться успехам других и тем благам, которые ему дарованы. Именно поэтому зависть противопоставляется радости.
Это читают: Дуа для избавления от зависти
Интересно, что зависть также противопоставляется мудрости. Вот к чему приводит зависть – мы становимся сварливыми, ворчливыми, недовольными. Это – нехороший показатель.
Завистники свято уверенны, что жизнь к ним несправедлива. Другие просто более удачливы, им все достается «просто так». Ими движет жгучее желание восстановить «справедливость».
Ученые в ходе экспериментов доказали, что при зависти активизируется те же участки мозга, которые срабатывают при испытывании физической боли: ты будто бы причиняешь себе боль.
В красивой иномарке ехал человек и наблюдал, как над ним пролетал вертолет.
«Хорошо это, наверное, – думал он, – летать по воздуху. Никаких пробок, аварий, да еще и город, как на ладони…»
Рядом с иномаркой ехал молодой человек в жигулях. Он с завистью смотрел на иномарку и думал: «Как же это прекрасно иметь такую машину. Коробка – автомат, кондиционер, комфортные сиденья, и не ломается каждые 100 км. Не то, что моя развалюха…»Параллельно с жигули ехал велосипедист. Тяжело крутя педали, он думал: «Все это, конечно, хорошо, но каждый день дышать выхлопными газами – так долго не протянешь. Да и на работу постоянно потный приезжаю. А если дождь – вообще катастрофа, будешь грязный с головы до ног. То ли дело этому парню на машине…»
Тут же невдалеке стоял на остановке человек, и, глядя на велосипедиста, думал: «Был бы у меня велик, не пришлось бы каждый день на дорогу тратить деньги и толкаться в душных маршрутках. Да и для здоровья полезно…»
За всем этим наблюдал юноша, сидящий в инвалидной коляске на балконе 5-го этажа. «Интересно, – думал он, – чем так недоволен этот парень на остановке? Может ему нужно идти на нелюбимую работу? Но ведь потом-то он может пойти куда угодно, он ведь может ходить…» (притча из интернет-ресурсов).
Зависть называют одним из семи смертных грехов.
«Поистине, [единственная истинная] религия для Аллаха – это ислам. Те, кому была дана Книга, разошлись во мнениях лишь после того, как к ним пришло знание, и из-за зависти одних к другим. Кто не поверил в аяты Аллаха, то [пусть знает, что] поистине, Аллах скор в расчете» (Али Имран, 3:19).
Тем из нас, кто хоть раз ощутил ядовитый укол зависти, известно, что избавиться от нее не так просто. Зависть может быть самым вероломным и, возможно, самым коварным – из всех смертных грехов.
Это интересно: 8 рецептов от Али ибн Абу Талиба для борьбы с апатией и депрессией
Очевидно, что именно в этом пороке люди менее всего склонны признаваться, поскольку в противном случае им придется согласиться с тем, что они, по всей вероятности, недоброжелательны, злы и неблагородны.
Зависть практически никогда не проявляется открыто: она таится, интригует, ведет нечестные игры. Она всегда представляет собой скрытую, тайную злобу, наличие которой невозможно доказать.
Зависть – коварная болезнь. Ее всегда сопровождают такие неприятные симптомы, как скрытая враждебность, тайная неприязнь и недоброжелательность.
Абу Ляйс ас-Самарканди сказал:
«Нет из запретного хуже, чем зависть, ибо зависть навлекает на обладателя его пять мучений:
1) печаль, которая не проходит (видя чужие блага);
2) беда, от которой он не сможет избавиться;
3) порицание, которое не приветствуется (т.е. он совершает грехи порицая и критикуя тех, кому он завидует);
4) на него гневается Аллах;
5) для него закрыты двери помощи от Аллаха».
Определения, которые даются в словарях, не отражают важного различия между завистью и ревностью. Большинство не улавливает разницы между этими понятиями и часто ошибочно считает их почти синонимами.
На самом деле разница заключается в том, что ревнивец ревнует то, что есть у него, а завистник завидует тому, что есть у других. Ревность не всегда уничижительна: в конце концов, мы можем ревновать к общественному положению, гражданским правам или славе.
Хотя если сравнивать зависть и ревность, последняя зачастую бывает более неистовой, а также более реалистичной: в конце концов, иногда ревнивцу удается справиться с собой.
Можно ревностно относиться – и совершенно справедливо – к своей репутации, честности и другим хорошим качествам. Но практически невозможно оставаться правым, завидуя: зависть по определению ошибочна.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Зависть поедает благие дела [завистника] подобно тому, как огонь сжигает дрова» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Завистники чаще всего бывают несправедливы. И почти всегда зависть выражает чувства более личные, чем стремление к справедливости.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Зависть отрицательно влияет на веру, подобно тому, как алоэ портит вкус меда» (ас-Суюты, «Аль-джами ас-сагыр»).
В хадисе говорится: «…и не соберутся (не будут вместе) в сердце раба иман (вера) и зависть» («Сахих Ибн Хиббан»).
Из этого хадиса нам понятно, что если в сердце верующего войдёт зависть, то вера покидает его, но если в сердце верующего присутствует вера и богобоязненность, то в сердце не будет места для зависти. Следовательно, необходимо избавиться от этого коварного разрушителя сердец как можно скорее.
Также посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Люди не перестанут творить благое до тех пор, пока не станут завидовать друг другу» (Табарани).
Зависть – это то, что продолжает разрушать отношения, толкать людей на страшные поступки. Именно поэтому Аллах хочет, чтобы она была искоренена из наших сердец и жизни.
Иногда зависть бывает не только плохой, но и хорошей, так называемой белой.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нельзя завидовать, кроме как двум: человеку, который знает Коран и читает его днём и ночью; человеку, которого Аллах наделил богатством, и он расходует это имущество днём и ночью (на пути Аллаха, для ислама)» (аль-Бухари; Муслим).
В другом хадисе говорится: «Не допускается зависть, кроме как в двух вещах: зависть по отношению к человеку, которому Всевышний даровал богатство и который расходует его во благо; и к человеку, которому Всевышний даровал знания, если тот следует им и обучает других» («аль-Муджам аль-аусат»).
Гульназ Ситдикова