Многим, наверное, известен хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится:
«У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность (хайя)» (Бухари)
Итак, что же такое скромность? В словаре так определяется это понятие: скромность — умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным, спокойным. Скромность противоположна нахальству, тщеславию, неумеренности.
С религиозной точки зрения под скромностью можно понимать сдерживание своих страстей, послушание воле Аллаха, умеренность в своих потребностях – отказ от расточительности и излишеств.
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) связывает между собой веру (иман) человека и наличие у него стыдливости.
Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, хайя и иман являются товарищами, когда один из них увеличивается, другой следует за ним».
Иными словами, если человек имеет стыдливость, он побоится совершать запретные и греховные поступки, чем больше у человека стыдливости и богобоязненности, тем дальше он будет держаться от всего дурного.
Также передается, что Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, в ком уменьшился стыд, - уменьшилось его благочестие, а тот, чье благочестие уменьшилось, - умерло его сердце» (приводит Ибн Аби Дунья в книге "Макарим аль-Ахляк).
К сожалению, мы наблюдаем, что у современного человека все меньше становится скромности и стыдливости в сердце. Распущенность, нахальство, вседозволенность, наоборот, становятся нормой.
Многие вещи, которые человечество традиционно считало грехом и порицало, сейчас обычное дело. Это особенно опасно для подрастающего поколения, для наших детей, нравственность которых еще неустойчива, которые еще не очень хорошо понимают, что хорошо и что плохо, что истина и что ложь.
Поэтому далее нам хотелось бы коснуться некоторых моментов стыдливости, о которых не следует забывать. Когда речь заходит о стыдливости и скромности, люди обычно считают, что это нечто, связанное с взаимоотношением полов или со скромной одеждой. Но есть такие аспекты скромности, о которых люди часто не задумываются.
Итак, что еще можно включить в понятие скромности?
1) Стыдливость глаз – относительно всего, на что мы смотрим.
Большая часть информации – особенно в наши дни – поступает к нам через зрение, все мы смотрим телевизор, все мы пользуемся интернетом. Разумеется, все эти средства передачи информации открывают нам новые возможности и имеют много положительных сторон, но нельзя отрицать, что они несут определенную опасность.
Через них в наши дома поступает множество непристойностей, через них часто искажаются понятия нравственности – грех называется добродетелью, и наоборот – скромность называется недостатком. Поэтому верующим людям следует быть особенно внимательным к тому, что они видят вокруг себя и к тому, что они видят через современные средства связи. Недаром в Коране и хадисах верующих предупреждают о необходимости опускать взоры, если человек видит что-то запретное, поскольку это может разрушить его чувство стыдливости.
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы…» (сура ан-Нур, 24:30-31).
2) Стыдливость языка
Когда мы находимся в кругу близких нам людей, мы иногда склонны расслабляться и забывать о скромности. Мы рассказываем не совсем приличные шутки о взаимоотношениях полов, какие-то пикантные происшествия из чьей-то жизни, неприличные анекдоты.
Другой момент, связанный с языком – это сплетни и злословие, которым также грешат многие из нас. Начинается это обычно с невинного разговора о чужой жизни, обсуждения того, что случилось с кем-то из отсутствующих друзей или знакомых, но часто кончается злословием (гыйбат) и даже клеветой в чей-то адрес.
Поэтому нам следует быть вдвойне стыдливыми и скромными, собираясь поболтать в обеденный перерыв за чашкой чая или в кругу друзей.
В хадисе сказано:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» (Бухари и Муслим).
3) Стыдливость поведения – в наших отношениях с другими людьми
Здесь стыдливость относится к нашему поведению с другими людьми – умеем ли мы держать себя в руках, даже если у нас плохое настроение, не бываем ли раздражительными, грубыми, не проявляем ли нетерпимости, неуважения к человеку?
Нетрудно догадаться, что все эти качества также недостойны верующего человека, в сердце которого есть стыдливость и богобоязненность. Все мы знаем из жизнеописания Пророка (мир ему и благословение), что он всегда был мягким и уважительным с другими людьми, даже с теми, кто плохо относился к нему и обижал его.
В Коране говорится:
«А (праведные) рабы Милостивого (Аллаха) – это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят им благие слова» (25: 63).
В хадисе сказано:
«Не считайте малым ни одно из благих дел, даже (такое, чтобы) поприветствовать своего брата с улыбкой на лице» (Сахих Муслим).
В другом хадисе сказано:
«Из того, что будет положено на весы (деяний) в Судный день, нет ничего весомее, чем благой нрав» (Абу Дауд и Тирмизи).
4) Стыдливость в отношении выбора друзей
Если человек скромен и богобоязнен, само собой разумеется, что он постарается дружить именно с теми, кто будет подобен ему в этом и, наоборот, избегать распущенных и грешных людей, поскольку с ними он будет чувствовать себя неприятно и некомфортно.
В хадисе сказано: «Поистине, человек находится на религии своего друга, так пусть каждый из вас обращает внимание на того, с кем он водит дружбу» (Ахмад, Абу Дауд, Тирмизи).
Здесь говорится о том, что окружение оказывает сильное влияние на человека, поэтому, если мы хотим сохранить в неприкосновенности нашу нравственность, нам следует внимательно следить за тем, с кем мы общаемся и какими людьми окружаем себя.
Этот же момент – стыдливости – касается взаимоотношения человека с противоположным полом. Если вам по работе или учебе приходится это делать, ведите себя вежливо и уважительно, но не переступайте границы скромности и сдержанности.
5) Стыдливость в отношении мест, которые мы посещаем
Все вышеперечисленное касается также мест, где мы можем бывать. Верующий и богобоязненный человек не будет посещать бары, казино, ночные клубы, дискотеки, компании легкомысленных, безнравственных людей. И, наоборот, он будет стараться ходить в гости к праведным и религиозным людям, посещать мечети, лекции исламских ученых и проповедников, где можно почерпнуть полезные сведения о религии и морали.
6) Стыдливость в том, что мы делаем
И, наконец, высшее проявление стыдливости состоит в том, чтобы воздержаться от совершения греха и порицаемого действия из страха перед Аллахом и боязни оскорбить Его. Чем больше в сердце у человека искренности и богобоязненности, тем более он будет бояться совершить запретное или даже сомнительное действие – неважно, видит ли его кто-то из людей, или он находится в одиночестве.
В хадисе сказано об истинном ихсане (искренности перед Аллахом):
«Ихсан – это поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь. Ведь если ты и не видишь Его, Он, поистине, видит тебя» (Муслим).
Если человек действительно скромен и стыдлив, он будет стараться избегать греха, и, тем более, он никогда не будет считать свои грехи чем-то похвальным и хвастаться ими перед другими людьми (как это, к сожалению, принято кое-где среди молодежи – когда молодые люди хвастаются друг перед другом, кто больше выпил спиртного или больше соблазнил женщин).
Пусть Всевышний Аллах поможет нам достичь настоящей искренности и стыдливости перед Ним, чтобы нам быть верными и праведными Его рабами.
Анна (Муслима) Кобулова