«Отказавшись от работы, не говорите, что Аллах Всевышний обеспечит вас едой»

Предание

В один из дней повелитель правоверных Али аль-Муртаза (р.а.) проводил беседу. Между словом кто-то начал восхвалять достопочтенного Умара. Хазрати Али сказал следующее:

«О каком Умаре ты ведешь речь? Ни у одних родителей не было такого сына, как Умар. Он  ученый, алим, сведущий во всех гранях религии Всевышнего Аллаха. Через него Аллах сделал ислам священной религией, через него установил справедливость. Благодаря этому, он был признан надежным человеком. На тех, кто стал халифом после него, легла трудная обязанность равняться на него».

Повелитель правоверных достопочтенный Умар (р.а.) сделал очень много хорошего. Это он назначил Шурайха первым исламским судьей (кади), создал почтовую службу, построил здание государственной казны (бейтулмала), куда складывали все собранные пожертвования и закяты.

По его указанию была сделана первая темница (зиндан). Он назначил первого палача для приведения в исполнение смертной казни.

По его велению во всех городах строились мечети и джамиг-мечети, при нем начали обустраивать государственную границу. Он платил жалованье тем, кто исполнял общественные обязанности, такие как муаззин и др.

Он заставил немусульманское население Ирана платить харадж. При нем начали читать таравих-намаз с джамаатом.

Посланник Аллаха ﷺ в месяце Рамазан читал таравих-намаз, но не делал этого в открытую, опасаясь, что Всевышний Аллах сделает этот намаз фарзом для его уммы, что вызовет у людей затруднения.

Самое читаемое: Причины увеличения пропитания

До дальних горизонтов распространилась его слава, как справедливого правителя, умного политика, непобедимого полководца. Но при этом он ни выказывал ни малейшей гордыни или самодовольства, всегда считал себя хуже остальных.

Совершенные им дела были не под силу никому. Он постоянно трудился, занимался физическим трудом.

«Эй, мусульмане, работайте, не будьте обузой другим. Я предпочту, чтобы смерть застала меня на базаре во время поисков средств к существованию для моей семьи. Отказавшись от работы, не говорите, что Аллах Всевышний обеспечит вас едой. Аллах не пошлет с небес золота и серебра, не изменит своих законов, установленных для людей в соответствии со Своей сущностью».

Имам Мухаммад Газали, прозванный «доводом Ислама» (худжат аль-Ислам), в своем произведении под названием «Элексир счастья» (Кимиа-и Саадат) пишет:

«Однажды к халифу Умару домой в качестве подарка принесли мускус, оказавшийся среди военной добычи. Он велел своей жене: «Продай этот мускус, и раздадим вырученные деньги нищим».

В один из дней войдя к себе домой, хазрати Умар почуял запах мускуса, исходивший из сундука его жены. Он спросил у жены, откуда этот запах.

«Когда я продавала мускус, его запах остался на моих руках, и я вытерла руки об этот сундук», – ответила она.

Достопочтенный Умар взял в руки сундук и тер его об землю до тех пор, пока тот запах совсем не исчез. После этого он отдал сундук жене.

В этом случае хотя и можно было отнестись более снисходительно, однако он поступил таким образом, чтобы закрыть врата сомнениям, поставить преграду перед мелкими вещами, дабы не открыть дорогу большим харамам.

Или же из-за боязни совершить нечто запретное отказался от одной разрешенной вещи, чтобы заслужить саваб богобоязненных (муттаки).

Из книги Шамседдина Сиваси «Предания о четырех халифах»

Все фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle