Отец голодных: светоч уммы – Абу Сулейман ад-Дарани

Интерес к биографиям великих людей исламского мира восходит к древним временам. Множество книг написано на эту темы. Среди самых популярных трудов можно выделить труды Мухаммада ибн Ахмада аз-Захаби («Сиря а'лям ан-нубаля») и Абу аль-Хасана Ибн аль-Асира («Асад ал-габа»).

В общей сложности можно выделить около сотни известных и много раз изданных биографических книг. Есть книги в один том, а есть и труды, состоящие из десятков томов.

Откуда у ученых такой интерес к биографиям?

Все очень просто, ведь изучение жизни великих праведников помогает людям понять величие самой религии ислам. Когда мы узнаем, чего эти светочи уммы добились благодаря следованию наставлениям посланника Аллаха (ﷺ), наша связь с Книгой Аллаха и хадисами Пророка (ﷺ) становится крепче.

Современный мир навязывает нам своих «кумиров» – нечестивых, необразованных, грубых и далеких от религии Аллаха людей. Мусульмане же должны хорошо знать великих людей ислама, иначе образцом для подражания для них станут современные певцы, артисты и блогеры.

Одним из выдающихся людей мусульманского мира по праву считается Абу Сулейман ад-Дарани (р.а.). Абд ар-Рахман ибн Ахмад ибн Атыйя ад-Дарани родился во II веке по мусульманскому календарю в деревне Даран (Сирия). С раннего возраста Абу Сулейман стал уделять особое внимание науке тасаввуф.

Ученый был современником таких великих суфиев, как Шакик Бальхи, Маруф аль-Кархи и Ахмад ибн Асым аль-Антаки. Он брал уроки у Ибрахима ибн Адхама, а Ахмад ибн Абу аль-Хавари был его учеником.

В своей духовной практике суфия он особое внимание уделял голоду и отдалению от мирских наслаждений. Среди ученых он был известен как «Бундар аль-джаи'ин» (Отец голодных).

Баланс между страхом и надеждой (аль-хауф и ар-раджа) был главной темой в учениях Абу Сулеймана ад-Дарани. Такое состояние в духовной практике суфиев, как «мушахада» (лицезрение), согласно учению ад-Дарани, напрямую связано с надеждой (ар-раджа), а состояние «муджахада» (состояние духовной борьбы и усердия) – с страхом (аль-хауф).

Кроме духовной практики, Абу Сулейман считал очень важным размышление и требование знания (марифат). На слова Феридуддина Аттара: «Как же счастливы захиды (аскеты)!», ад-Дарани отвечал: «Как же счастливы познавшие (арифы)!»

Также Абу Сулейман говорил: «Познавший получает духовное удовольствие с двух ракаатов молитвы, в то время как обычные захиды (аскеты) могут достичь этого состояния только после долгих часов молитв».

Абу Сулейман учил, что получаемые путем размышления знания необходимо сверять с учениями Корана и сунны, ведь все, по его словам, что противоречит этим двум источникам, является ложным.

Высказывания Абу Сулеймана ад-Дарани

Великий ученый и суфий Абу Сулейман ад-Дарани известен своими наставлениями и мудрыми высказываниями. Некоторые его выражения мы приведем ниже.

«Ношение шерстяных накидок является признаком зухда. Однако внешний вид должен соответствовать внутреннему миру человека. Поэтому пусть не надевает одежду за три дирхема тот, кто жаждет носить более дорогую одежду. Иначе это будет показухой».

• Абу Сулейман давал такое разъяснение понятию зухд: «Аскетизм – это оставление всего, что отвлекает от Всевышнего Аллаха».

«Ключ этого мира – сытость, ключ от мира вечного – голод. Отказаться от лишнего куска при принятии пищи любимей для меня, чем ночное поклонение. Наибольшее удовольствие от поклонения я получал тогда, когда был голоден».

• Также про голод ученый говорил: «У всякого несчастья есть своя причина, причина духовной гибели – чревоугодие».

«Голод – это скрытое сокровище, которое Аллах дарует Своим избранным рабам. Когда человек сыт, все его органы охватывает голод к развлечению и страстям. Голодный же человек теряет интерес к низменным желаниям. Я жил с такими людьми, которые считали голод великим успехом так же, как сегодня люди считают великим успехом сытость и поедание изысканных блюд».

«Не является аскетом тот, кто отказался от мирских благ и стал вести праздную жизнь. Аскет – лишь тот, кто, отказавшись от мирских забот, стал усердно трудиться ради своей будущей жизни».

• Когда Абу Сулейман ад-Дарани лежал при смерти, его товарищи сказали ему: «Радуйся, ведь ты отправишься к Прощающему и Милостивому Господу». На это ученый сказал: «Почему же вы не говорите, что я отправляюсь к Господу, Который требует отчета за малые прегрешения и сурово карает за большие?»

• Прочитав высказывание Мухаммада ибн Сирина: «Однажды я сказал человеку, что он погиб, и за это я был наказан Всевышним», Абу Сулейман сказал: «Предшественники знали, за что их наказывает Господь. У нас же так много грехов, что мы не знаем, за какой именно грех к нам приходят несчастья!»

Islam-today

Социальные комментарии Cackle