Аиша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не ел досыта на протяжении трех дней подряд. Если бы мы пожелали, то могли бы есть досыта. Однако посланник Аллаха ﷺ отдавал предпочтение другим, а не себе».
В хадисе, переданном от Ибн Умара (радыйаллаху анху) говорится:
طَعَامُ الْجَوَادِ دَوَاءٌ وَ طَعَامُ الْبَخِيلِ دَاءٌ
«Еда щедрого человека — исцеление, а еда жадного — болезнь» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 3954).
В другом хадисе, переданном от Аиши (радыйаллаху анха) говорится:
مَاجُبِلَ وَلِيُّ اللَّهِ اِلَّا عَلَي السَّخَاءِ وَ حُسْنِ الْخُلُقِ
«Благочестивые рабы Аллаха были созданы щедрыми и с прекрасной нравственностью» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 6214; Аджлуни, Кашфуль-Хафа, № 2200).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:
أَلسَّخَاءُ شَجَرَةٌ فِي الْجَنَّةِ فَمَنْ كَانَ سَخِيًّا أَخَذَ بِغُصْنٍ مِنْهَا فَلَمْ يَتْرُكْهُ ذَلِكَ الْغُصْنُ حَتَّي يَدْخُلَهُ الْجَنَّةَ وَ الشُّحُّ شَجَرَةٌ فِي النَّارِ فَمَنْ كَانَ شَحِيحًا أَخَذَ بِغُصْنٍ مِنْهَا فَلَمْ يَتْرُكْهُ ذَلِكَ الغُصْنُ حَتَّي يَدْخُلَهُ النَّارَ
«Щедрость — это дерево в Раю. Каждый щедрый человек ухватился за одну из ветвей этого дерева, и эта ветвь не отпустит его, пока этот человек не войдет в Рай. Тот же кто будет жаден, так же ухватится за одну из ветвей этого дерева, и она не отпустит его до тех пор, пока жадный человек не окажется в Аду» (Байхаки, Шуабуль-Иман, № 10877; Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 16208).
Щедрость человека – это дерево, корни которого находятся в Раю
В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:
السَّخِيُ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ تَعَالَى قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ الْجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ وَالْبَخِيلُ بِعِيدٌ مِنَ اللَّهِ تَعَالَى بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ الْجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ وَ جَاهِلٌ سَخِيٌّ أَحَبُّ اِلَي اللَّهِ تَعَالَى مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
«Щедрый человек близок к Аллаху, к людям и к Раю, и далек от Ада. Тогда как жадный человек далек от Аллаха, людей и Рая, и близок к Аду. Щедрый невежда более любим Аллахом, чем скупой абид (человек посвятивший всего себя поклонению)» (Тирмизи, Бирр, 40).
Передается от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху), что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلسَّخَاءُ خُلُقُ اللَّهِ تَعَالى الْأَعْظَمُ
«Щедрость, является самым высоким ахляком Аллаха Всевышнего» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 3542; Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 15926; Суюти, Джамиус-Сагыр, № 4802).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
أَلَا اِنَّ كُلَّ جَوَادٍ فِي الْجَنَّةِ حَتْمٌ عَلَي اللَّهِ تَعَالَى وَ أَنَا بِهِ كَفِيلٌ أَلَا وَ اِنَّ كُلَّ بَخِيلٍ فِي النَّارِ خَتْمٌ عَلَي اللَّهِ تَعَالَى وَ أَنَا بِهِ كَفِيلٌ
«Будьте внимательны! Все щедрые войдут в Рай. Так повелел Аллах, и я ручаюсь за это. Будьте внимательны! Все скупые войдут в Ад. Так повелел Аллах, и я ручаюсь за это».
Кого пророк Мухаммад ﷺ называл самым щедрым?
Сподвижники спросили: «О, посланник Аллаха! Кто является щедрым, а кто скупым?».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلْجَوَادُ مَنْ جَادَ بِحُقُوقِ اللَّهِ تَعَالَى فِي مالِهِ وَ الْبَخِيلُ مَنْ مَنَعَ حُقُوقَ اللَّهِ تَعَالَى وَ بَخِلَ عَلَي رَبِّهِ وَ لَيْسَ الْجَوَادُ مَنْ أَخَذَ حَرَاماً وَ أَنْفَقَ اِسْرَافًا
«Щедрый — это то, тот, кто расходуя свое имущество, соблюдает права Аллаха Всевышнего. Жадный — это тот, кто препятствует соблюдению прав Аллаха, из своего имущества. Не является щедрым тот, кто расточительствует зарабатывая запретным путем» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 2630).
Щедрость в исламе: основа, виды, воздаяние
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com