Ислам поощряет прощение. Прощение – это признак сильного духа, высокого нрава, живого сердца и светлой веры. Помимо этого, прощение, как форма проявления милосердия, становится поводом для снискания милости Всевышнего.
Передают со слов Абдуллы ибн Амра о том, что посланник Аллаха (мир ему), сказал:
«Над теми, кто милостив, смилостивится и Милостивый [Аллах]! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе!». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Относительно прощения в Коране сказано следующее:
Прощение лучше милостыни с упреком:
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах — Богатый, Выдержанный» (сура «аль Бакара», аят 263).
Прощение ближе к богобоязненности, чем возмездие:
«Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности» (сура «аль Бакара», аят 237).
Награда – у прощающих:
«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (сура «аш Шура», аят 40).
Прощение требует решимости:
«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (сура «аш Шура», аят 53).
Многие верующие стремятся к прощению как к добродетели. Однако если не учитывать некоторых нюансов, то это стремление может стать бременем и привести даже к отчаянию.
1. Прощение не является обязательством.
Некоторые обиды и раны могут быть такими глубокими и тяжелыми, что требуют времени и сил для того, чтобы залечить их, не говоря уже о том, чтобы простить того, кто их нанес. Если мысль о прощении слишком болезненна, то не стоит травмировать себя дополнительно, призывая к неисполнимому на данный момент подвигу.
2. Иногда полезно не прощать.
Как мудро сказал один шейх:
«Знай, что прощение того, кто тебя обидел, не всегда является похвальным. Всевышний Аллах связал прощение с исправлением, сказав: «Но если кто простит и исправит дело, то его награда будет за Аллахом» (сура «Аш-Шура», аят 40).
Если же дело не исправится, то не нужно прощать человека! Например, есть какой-то злодей, который всех обижает. Такого не следует прощать, так как твое прощение только добавит его злодеяний. Напротив, нужно взыскать с него за злодеяние должным образом, дабы он исправился.
А если же речь идет о человеке, который никогда больше не сделает тебе плохого, если ты его простишь, то такого лучше простить. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и исправит дело, то его награда будет за Аллахом» (сура «аш-Шура», аят 40).
3. Прощение не обязывает вас восстанавливать прежнее доверие и отношения.
Простить человека не значит забыть того, что он сделал. Скорее, это про то, чтобы избавиться от негативных эмоций и мыслей в отношении него, но уже понимая, на что он способен и не сближаясь, чтобы быть преданным им еще раз.
С другой стороны, если человек раскаялся и более трех раз доказал искренность или основательность своих перемен, то… почему бы и нет? Однако следует помнить мудрость: передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал:
«Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы» (Бухари).
4. Не торопите себя и не требуйте многого.
Как сказано в Коране:
«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (сура «аш Шура», аят 53).
Многие отчаиваются, не придя к прощению с первой попытки. Но, как напоминает Священная книга, прощение - это то, в чем требуется решимость. Оно часто представляет собой многоступенчатый и многослойный процесс, который не укладывается в несколько «душевных рывков».
Прощение не всегда является результатом мучительной работы над собой. Иногда оно приходит «спонтанно». Человек отказался от мести, занялся улучшением своей жизни, его радуют первые плоды его работы и тут, как бонус, он может заметить, что его уже не терзают старые обиды, не раздражают «тени» из прошлого, и он не желает зла тем, кто был или является его недоброжелателем.
Как говорил один психолог: «Лучшая месть – достижение успеха». Но успех, духовный, материальный, социальный - это порой и есть лучший путь к прощению.
Ася Гагиева