«У тебя (о Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: «В них большой грех, но и (незначительная) польза для людей, впрочем, греха в них (несоизмеримо) больше, чем пользы». Тебя спрашивают, что расходовать. Ответь: «Излишек (который остается после необходимых расходов. Но не оставляйте себя в положении нуждающихся)». Таким образом (в виде ответов на ваши вопросы) Аллах объясняет вам Свои аяты, чтобы вы размышляли» (Бакара, 219).
Вахиди говорил: «Данный аят был ниспослан в отношении Умара ибнуль-Хаттаба, Муаза ибн Джабаля и группы ансаров. Они пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, посланник Аллаха ﷺ! Дай нам заключение, касающееся вина и азартных игр. Одно из них лишает рассудка, а другое лишает имущества». И тогда был ниспослан этот аят» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/111].
В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси по своей цепочке от Абдуллаха ибн Умара, сообщается: «По поводу опьяняющих напитков Аллах Всевышний ниспослал три аята. Первым из них был ниспослан аят «У тебя (о Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх…». После ниспослания этого аята некоторые люди сказали: «Опьяняющие напитки стали харамом». Некоторые сказали посланнику Аллаха: «О, посланник Аллаха! Оставь, давай воспользуемся этим». Но посланник Аллаха промолчал, не дав ответа.
Спустя некоторое время был ниспослан аят «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите...» (Ан-Ниса, 43). После ниспослания этого аята некоторые снова сказали: «Опьяняющие напитки стали харамом». Другие же сказали: «О, посланник Аллаха! Мы не будем подавать вино перед намазом». Посланник Аллаха ﷺ снова промолчал, ничего не ответив.
Наконец, когда был ниспослан аят «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны…» (Маида, 90), посланник Аллаха ﷺ сказал: «Отныне опьяняющие напитки стали харамом». В это время из Шама пришел караван с вином, принадлежащий одному купцу. Посланник Аллаха ﷺ вместе с Абу Бакром, Умаром-рави сказал: «Мне кажется, Осман тоже был вместе с ними», затем они пришли к этому купцу и сказали: «Уйди с нашего пути, мы разобьем все сосуды с вином».
Купец спросил: «О, посланник Аллаха! Мне не продавать вино?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний проклял тех, кто сажает виноград для производство вина, кто выжимает для этого сок, кто пьет вино, кто выступает посредником при купле-продаже, кто подает и разливает вино (из слуг и гарсонов), кто продает вино, и кто питается на деньги от его продажи» (Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/14).
В соответствии с риваятом, переданным Ибн Исхаком от Ибн Аббаса, одна группа сахабов, следуя повелению Аллаха о расходовании средств на Его пути, пришла к посланнику Аллаха ﷺ и спросила: «О, посланник Аллаха! Что означает это повеление о расходовании имущества на пути Аллаха? Что нам расходовать из нашего имущества?». Тогда был ниспослан аят «Тебя спрашивают, что расходовать. Ответь: «Излишек (который остается после необходимых расходов. Но не оставляйте себя в положении нуждающихся)».
В риваяте, приведенном Ибн Абу Хатимом, сообщается, что Муаз ибн Джабаль и Саляба пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, посланник Аллаха! У нас многочисленные семьи, а также есть рабы. Что нам расходовать из нашего имущества?». И тогда был ниспослан аят «Тебя спрашивают, что расходовать. Ответь: «Излишек (который остается после необходимых расходов. Но не оставляйте себя в положении нуждающихся)» [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/54].
Также было сказано, что данный аят, как и 215-й аят суры аль-Бакара, был ниспослан в отношении Амра ибнуль-Джамуха. Он спросил, что следует расходовать из имущества, а затем о сути инфака (расходования имущества), то есть о том, как расходовать это имущество, и тогда в качестве ответа на два этих вопроса и был ниспослан этот аят [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/115].