На кого Аллах предписал расходовать свои средства?
أَمْ حَسِبْتُمْ أَن تَدْخُلُواْ الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُم مَّثَلُ الَّذِينَ خَلَوْاْ مِن قَبْلِكُم مَّسَّتْهُمُ الْبَأْسَاء وَالضَّرَّاء وَزُلْزِلُواْ حَتَّى يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ مَعَهُ مَتَى نَصْرُ اللّهِ أَلا إِنَّ نَصْرَ اللّهِ قَرِيبٌ (214)
«Неужели вы (о, верующие) думали, что войдете в Рай без того, чтобы вас постигло то, что постигло ваших предшественников (пророков и верующих из прежних общин)? На них обрушивались нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что посланник и верующие восклицали вместе: «Когда же придет помощь Аллаха?» (И им был дан ответ, что) поистине, помощь Аллаха близка» (Бакара, 214).
Данный аят был ниспослан в один из самых тяжелых дней Битвы у рва, которая стала очень тяжелым испытанием для посланника Аллаха ﷺ и всех мусульман, в тот момент, когда «...взоры замерли, сердца достигли горла...» (Аль-Ахзаб, 10), так как мусульмане находились в осаде многобожников (Табери, Джамиуль-Байан, 2/198-199). То же самое передавал Судди от своих шейхов. И то же самое говорил Катада.
Почему мусульмане оставляли свое имущество многобожникам?
Один из мекканцев принял ислам и решил переселиться в Медину к посланнику Аллаха ﷺ. Но многобожники воспрепятствовали ему и заключили его под стражу. Он сказал многобожникам: «Освободите меня и позвольте уйти. Взамен я оставлю вам свой дом и свое имущество».
В риваяте, переданном от Мукатиля, сообщается, что Абдуллах ибн Убай и другие мунафики стали говорить мусульманам: «Если бы Мухаммад был истинным пророком, то вас не постигла бы эта бойня. До каких пор вы будете следовать за ложными надеждами и позволять убивать себя?».
Мусульмане же в ответ сказали ему: «Наши умершие в Раю». Тогда мунафики сказали: «Ваши надежды иллюзорны и обманчивы». Тогда и был ниспослан этот аят.
Исходя из этого риваята, данный аят должен был быть ниспослан во время битвы при Ухуде [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/231-232; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 6/19].
«Не обрекайте сами себя на погибель»
Как быть в ситуации, при которой человек, потеряв надежду на прощение, отказывается от покаяния и мольбы о прощении?
يَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلْ مَا أَنفَقْتُم مِّنْ خَيْرٍ فَلِلْوَالِدَيْنِ وَالأَقْرَبِينَ وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا تَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ (215)
«Тебя (о, Мухаммад) спрашивают, что расходовать. Ответь: «Все, что вы отдаете из благого – родителям, родственникам, сиротам, нищим и путникам. Что бы вы ни сделали хорошего, Аллах знает об этом» (Бакара, 215).
В соответствии с риваятом, переданным от Ибн Джурайджа, верующие спросили у посланника Аллаха ﷺ, на что им расходовать и кому раздавать имеющиеся у них средства.
В качестве ответа на этот вопрос и был ниспослан данный аят. По словам Судди, в день ниспослания этого аята, выплаты закята еще не существовало, и данный аят не устанавливает обязанность выплаты закята. В дальнейшем этот аят был отменен аятом, вменившим в обязанность выплату закята (Табери, Джамиуль-Байан, 2/200).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается: «Амр ибн Джамух, являвшийся одним из ансаров, был очень богатым пожилым человеком. Однажды он спросил у посланника Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Что мне расходовать из своего имущества и кому раздавать его?». И тогда был ниспослан данный аят. Амр ибнуль-Джамух пал шахидом в битве при Ухуде (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 4/206-208).
Где наш Господь?
«Ты говоришь, что между нами и небом расстояние в пятьсот лет пути, и такое же расстояние между каждым из последующих небес. Как же тогда наш Господь слышит наши мольбы?».
В соответствии с риваятом, который передал Ата от Ибн Аббаса, однажды один человек пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! У меня есть один динар, что мне с ним делать?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Потрать его на себя». Тогда этот человека сказал: «У меня есть два динара». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать оба динара на свою семью». Тогда человек сказал: «У меня есть три динара». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать на своего слугу».
Человек сказал: «У меня есть четыре динара». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Потрать их на своих родителей». Человек сказал: «У меня есть пять динаров». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда потрать их на своих родственников». Тогда человек сказал: «У меня есть шесть динаров». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда потрать их на пути Аллаха» [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 2/105].
Читайте также:
-
Что происходит когда бедный мусульманин становится богатым?
Прощаясь со своими сподвижниками и близкими, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал (смысл): «О, моя умма, я все еще беспокоюсь за тебя!» Когда у него спросили в чем причина этого беспокойства? Он ответил: «Я не боюсь, что вы будете страдать от нищеты
-
Как завязать платок по-мусульмански
Хиджаб –это не просто часть мусульманской религии, это закрытая одежда, которая скрывает все части тела девушки в исламе, кроме лица и кистей рук. Каждая девушка должна соблюдать хиджаб, если перед ней чужой мужчина. Сейчас большинство мусульман называют хиджабом только часть одежды - платок.
Повязывая платок на голову, девушка должна оставаться красивой и современной. Сегодня придумано около ста видов завязывания хиджаба. Пять из них – самые распространенные. Прежде чем начать, следует подготовить шапочку под платок (боне) и английские булавки. Волосы нужно туго собрать сзади. Если нет боне, можно заменить ее другим, небольшим платком.
-
Макрух
Есть в жизни человека действия, влекущие за собой порицания и наказания. Ислам – богатая религия. Она предусмотрела все моменты правильного поведения правоверного мусульманина. Наряду с харамом, макрух несколько мягче трактуется в Исламе. Порицание и наказания для макруха отличаются от наказания за нарушения харам.
-
Сколько саваба можно заработать всего лишь за 1 минуту?
Эти действия также являются одними из величайших средств достижения счастья, облегчения жизни и удаления тревоги. Да поможет Аллах нам делать то, что Он любит и то, что угодно Ему.
-
1000-летние рецепты стройности от мусульманских врачей
Ожирение – не новая болезнь, от нее страдали еще в древности, и тема эта вызывала интерес с точки зрения медицины. Первые упоминания о нем датируются 1620 годом в работах Томаса Веннера. В средневековой Европе завершается эпоха греко-римской медицины, и никакого прогресса в этой области не предвидится вплоть до эпохи Ренессанса. Тем не менее, в этот же период на востоке с распространением ислама получает развитие медицина.
-
Крупнейший агрохолдинг из Кабардино-Балкарии ООО «Велес-агро» признан «Лучшим предприятием 2017 года»
На недавно прошедшем в Москве Международном форуме поставщиков продуктов питания, напитков и сырья для их производства были определены лучшие товаропроизводители. Один из крупнейших ежегодных продовольственных смотров в мире проходит при содействии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации под патронатом Торгово-промышленной палаты России.
-
Топ 10 хадисов Пророка Мухаммада (ﷺ)
«Каждый сустав из (суставов, имеющихся в телах) людей, должен давать садаку каждый день, в который восходит солнце: проявление тобой справедливости (, когда) между двумя (людьми возникает спор,) есть садака, и оказание тобой помощи человеку...
-
10 аятов и хадисов об отношении с соседями
Ислам – это религия, требующая от своих последователей искреннего уважения ко всему творению Аллаха. Поэтому неудивительно, что после собственной семьи самыми близкими людьми для мусульман должны быть соседи...