«Он знает всё, что в небе и на земле»: история ниспослания аята
قُلْ كَفَى بِاللَّهِ بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ شَهِيدًا
يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالَّذِينَ آمَنُوا
بِالْبَاطِلِ وَكَفَرُوا بِاللَّهِ أُوْلَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ
«Скажи [им]: «Достаточно того, что Аллах – свидетель для меня и для вас. Он знает все, что в небе и на земле. А те, кто поверил в ложь и не поверил в Аллаха, окажутся потерпевшими убыток» (Анкабут, 52).
Хотя и было передано о ниспослании этого аята в ответ словам, сказанным Каʼбом ибн аль-Ашрафом и его сторонниками: «Эй, Мухаммад, кто же засвидетельствует, что ты являешься посланником Аллаха?», Алуси зафиксировал, что данный риваят не заслуживает большого доверия (Алуси, XXI, 7).
وَلَقَدْ كَانُوا عَاهَدُوا
اللَّهَ مِن قَبْلُ لَا يُوَلُّونَ الْأَدْبَارَ وَكَانَ عَهْدُ اللَّهِ مَسْؤُولًا
«А ведь они заключили договор с Аллахом прежде, [пообещав Всевышнему] не поворачиваться [к врагу] спиной. И о договоре с Аллахом они будут спрошены [в Судный день]» (Аль-Ахзаб, 15).
Также согласно риваяту от Язида ибн Румана, здесь тоже речь идет о людях из рода Харисы. Когда в день Ухуда люди из племени Салямы покинули строй, то же самое сделали и люди из рода Харисы. Позже они дали слово перед Аллахом. Что больше такого никогда не повторится. В этом аяте Аллах Всевышний напоминает им о данном ими слове (Имам ат-Табари, XXI, 87).
«Какой грех самый большой перед Аллахом?»: ответ из Корана
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا
أَحْلَلْنَا لَكَ أَزْوَاجَكَ اللَّاتِي آتَيْتَ أُجُورَهُنَّ وَمَا مَلَكَتْ
يَمِينُكَ مِمَّا أَفَاء اللَّهُ عَلَيْكَ وَبَنَاتِ عَمِّكَ وَبَنَاتِ عَمَّاتِكَ
وَبَنَاتِ خَالِكَ وَبَنَاتِ خَالَاتِكَ اللَّاتِي هَاجَرْنَ مَعَكَ وَامْرَأَةً
مُّؤْمِنَةً إِن وَهَبَتْ نَفْسَهَا لِلنَّبِيِّ إِنْ أَرَادَ النَّبِيُّ أَن يَسْتَنكِحَهَا
خَالِصَةً لَّكَ مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ قَدْ عَلِمْنَا مَا فَرَضْنَا
عَلَيْهِمْ فِي أَزْوَاجِهِمْ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ لِكَيْلَا
يَكُونَ عَلَيْكَ حَرَجٌ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
«О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты передал их махр, и невольниц, которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей по отцу, дочерей твоих теть по отцу, дочерей твоих дядей по матери, дочерей твоих теть по матери, которые переселились вместе с тобой, а также [любую] верующую женщину, которая вручит себя Пророку, если Пророк пожелает жениться на ней. [Последнее дозволено] Только для тебя, а для [других] верующих – нет. Мы знаем, что установили для них в отношении их жен и невольниц. Это для того, чтобы ты не испытывал затруднений. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Ахзаб, 50).
Имам Тирмизи приводит риваят, полученный через ‘Абда ибн Хумайда от Умм Хани бинт ‘Абдул-Мутталиба, в котором она говорит: «Расулюллах ﷺ пожелал жениться на мне, я же не согласилась, придумав какой-то предлог, и он простил меня. Позже Аллах Всевышний ниспослал аят: «О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк захочет жениться на ней...».
Согласно этому аяту, ему не было дозволено жениться на мне, поскольку я не была из тех женщин, которые совершили хиджру, а из «тулека». Так называли тех, кто стал мусульманином в день завоевания Мекки, и Умм Хани тоже стала мусульманкой в тот день» (Имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Ахзаб, 33/17, хадис № 3214).
Фото: Creativa Images / shutterstock.com.
В качестве повода для ниспослания части аята: «Мы сделали для тебя дозволенными... также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку ﷺ, если Пророк ﷺ захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим...» в риваяте Ибн Са’да от Икримы тот указывает, что этот аят был ниспослан про Умм Шерик ад-Давсию.
Также согласно риваяту Ибн Са’да от Мунира ибн ‘Абдуллаха ад-Дуали, Умм Шерик Газия бинт Джабир ибн Хаким ад-Давсия пожелала подарить себя Пророку ﷺ. И Расулюллах согласился на это. Умм Шерик была красивой женщиной, и Аиша из ревности сказала про нее: «В женщине, которая дарит себя мужчине, конечно же, нет ничего благого».
Умм Шерик говорила: «Вот эта женщина, о которой в аяте сказано «верующую женщину, которая подарит себя Пророку...», – это я. И Аллах назвал меня «верующей женщиной». После ниспослания этого аята, Аиша сказала Пророку ﷺ: «Вижу, что Аллах тотчас исполняет твои желания» (Суюти “Любаб ан-Нукуль”, II, 7).
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Изучение и заучивание 99 Имен Аллаха, какая польза от этого?
Сейчас я занят изучением и заучиванием 99 имен Аллаха, не могли бы вы объяснить, какая мне будет польза от этого? Прошу ответьте, это очень важно. (Шерхан)
-
"Благодарю тебя за то, что ты мой муж"
Порой, начитавшись некоторых блогерш, пишущих на женские темы, такая тоска берет, что невольно пропадает желание не то, чтобы следовать их наставлениям, а вообще серьезно воспринимать их, как адекватных авторов постов о духовности. Невеселые размышления некоторых авторов на тему идеальной жены рисуют образ бесхребетной серой мышки, участь которой соответствует роли домашней безликой узницы, а не той развивающейся сподвижницы пророка, которая наряду с почтением к мужу ( если таковой имелся), проявляла себя и, как думающая личность с собственным мнением,
-
Доверие как часть имана
Недоверие является одним из самых серьезных препятствий в отношениях между людьми. Потому что страх быть брошенным, обманутым, раненым другим человеком не позволяет людям сближаться. Близость между людьми – это не всегда территория безопасности, это риск, предполагающий, что ты можешь получить как радость, так и разочарование, как чувство единства и принадлежности, так и боль расставания или брошенности. Многие люди во избежание переживаний, связанных с расставанием или возможным предательством выбирают легкий путь – не доверять.
-
Учим арабский быстро и бесплатно!
"Мединский курс" - это сокращенное название курса арабского языка, по которому обучаются в университете города Медины. Обучение ведется по книге профессора Абдур-Рахима " Уроки арабского языка для тех, кто не говорит на нём", которую коротко называют «Мединский курс». Islam-Today.ru предлагает вниманию читателей первый урок, пройдя который вы узнаете что такое указательное местоимение "هَذَا" и научитесь задавать простые вопросы.
-
Можно ли хоронить умершего ночью?
Джабир ибн Абдуллах (р.а.) говорил: «Однажды ночью мы увидели свет, горевший на кладбище Медины. Мы пошли на этот свет, и наконец, увидели свежевыкопанную могилу, в которой стоял посланник Аллаха (мир ему) и говорил находившимся рядом с ним людям:
-
Земля и небеса, луна и солнце обратились к Аллаху с жалобой...
Отец Ибрагима уединился со своей женой, и она забеременела. Чтобы не потерять своего ребенка, она укрылась в одной пещере. Эта пещера была тем местом, где родился пророк Идрис и пророк Нух. В этой пещере были свечи, кровать и детские игрушки. Увидев все эти вещи, мать Ибрагима очень испугалась. В этот момент к ней пришел ангел, и сказал ей:
-
Исламская линия доверия: "Любовь губит мой иман... Молю Аллаха избавить меня от этого чувства"
Очень нуждаюсь в вашем ответе и понимании, пусть Аллах наградит нас своей милостью. Я не мог не обратиться к вам, так как мои силы уже на исходе. Я очень сильно влюбился в одну девушку, она тоже сильно любила меня, она не мусульманка. Я совершил очень много грехов, поддался своим страстям, я так сильно привязался к ней, что даже не замечал свои грехи.
-
Можно ли мусульманской паре прилюдно держаться за руки?
Разрешено ли мужчине и женщине в никахе ходить по улице, держась за руки, или женщине держать своего мужа под руку?