«Он – Первый и Последний, Явный и Скрытый»: атрибуты Аллаха в Коране

«Он – Первый и Последний, Явный и Скрытый»: атрибуты Аллаха в Коране

В Последней Своей Книге, Священном Коране, Всевышний Аллах сообщает о некоторых Своих атрибутах. Аллах дает знание о Себе посредством Своих атрибутов. Аллах не похож ни на одно создание. Согласно мнению исламских ученых, во всем созданном отражаются действия Аллаха. Связь Аллаха со Вселенной проявляется через Его имена и атрибуты. Благодаря этим атрибутам человек может познать Его.

То, что Аллах не похож ни на что из того, что мы себе можем представить, и не имеет подобия, мы познаем через Его атрибуты и проявление Его атрибутов в этом мире, через изучение его созданий. Большинству религиозных систем в разные времена был свойствен антропоморфизм, который выражался в перенесении физических и психических свойств человека на объект поклонения. То есть, Аллах наделялся человеческими свойствами, что приводило к язычеству (ширку).

Человек, возможности и разум которого ограничены, не в состоянии понять сущность Аллаха. Поэтому Всевышний Аллах желает, чтобы мы размышляли над Его атрибутами. Человек должен познавать своего Господа через Его атрибуты.

Для чего создан человек?

В Коране сыфаты зати были приведены раньше, чтобы очистить веру от заблуждений, которые бытовали в обществе. Поэтому сура «аль-Ихляс», которая была ниспослана в Мекке, вся полностью посвящена сыфатам Зати.

Всевышний Аллах говорит:

«С именем Аллаха Милостивого (ко всем на этом свете), Милующего (лишь верующих на том свете).  Скажи: «Он – Аллах – Один. Аллах Самодостаточен. Он не родил и не был рожден. И нет никого (и ничего) равного (и подобного) Ему» (Ихлас, 1-4).

Сыфаты зати – это атрибуты, которые присущи Всевышнему Аллаху, и их невозможно представить отдельно от Него. Эти атрибуты помогают нам познать существование и мудрость Аллаха.

«Он – Первый и Последний, Явный и Скрытый»: атрибуты Аллаха в Коране

Их шесть:

1. «Вуджуд». Существование Всевышнего Аллаха. Он существует Сам по себе, независимо ни от кого и ни от чего.

2. «Кыдам». Аллах существует без начала. Нет начала Его существованию. Если бы Аллах не был предвечен, то должен был появиться после, но все, что появляется после, нуждается в создателе. Как бы мы ни переносились во времени назад, невозможно представить себе этот мир без Его существования.

«Он — Первый и Последний, Явный и Скрытый. И Он знает обо всем...» (Хадид, 3).

3. «Бака». Означает вечность. Как нет начала существованию Аллаха, также нет конца.

«Все на ней (на земле) бренны. 27. Вечен лишь Сам Господь твой, Обладатель Величия и Щедрости» (Рахман, 26-27).

4. «Мухаляфатун лиль хавадис». Означает «не иметь ничего общего с другими созданиями». Аллах не похож ни на что, Он не обладает ни формой, ни телом. Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве.

«Нет никого (и ничего) подобного Ему» (Шура, 11).

5. «Кыям би нафсихи». Аллах Своим существованием никому не обязан и существует Сам по себе. Его существование не является результатом существования чего-либо другого.

«Аллах — нет бога (достойного поклонения), кроме Него, Живого, Вечного» (Али Имран, 2).

«Он – Первый и Последний, Явный и Скрытый»: атрибуты Аллаха в Коране

6. «Вахданият». Означает «единственность».

Аллах Един, и нет ничего подобного Ему по сущности, сыфатам, нет у Него сотоварищей и пары (подобия и противоположности). «Каждому посланнику, которого Мы отправляли до тебя, Мы внушали: «Нет бога (достойного поклонения), кроме Меня. Так поклоняйтесь Мне!» (Анбия, 25).

В суре Ихлас повелевается:

«Скажи: «Он – Аллах – Один» (Ихляс, 1).

Сура «Ихлас» объясняет свойства и особенности сыфата Вахданият. У Аллаха нет сотоварищей или детей. Он не является чьим-то отцом или матерью. Нет ничего подобного Ему. Нет Бога, кроме Аллаха. Ислам категорически запрещает поклонение другим существам.

Религия ислам запрещает поклонение человека другому человеку, поклонение идолам, явлениям природы и людям, как это принято в некоторых религиях. Поклонение кому или чему-либо, кроме Аллаха, является харамом (запретным).

Все фото: Ислам-тудей

Из книги «Мое вероучение»

Социальные комментарии Cackle