Наверное, каждый верующий человек периодически сталкивается с чувством собственного несовершенства. Особенно когда он сравнивает свою жизнь с жизнью сподвижников, героев веры, которые были людьми выдающихся нравственных качеств. Многие из них жертвовали жизнью ради распространения религии, проводили дни в изучении священных книг и постах, а ночи в молитвах.
Иные праведные люди жили в крайней бедности - довольствовались самой простой пищей, почти не имели одежды или иного имущества. Даже те из них, кто был облечен властью, всячески избегали почестей и привилегий, которые эта власть дает.
К примеру, всем известно, что праведный халиф Умар (да будет им доволен Всевышний) отказывался брать плату из государственной казны за свой труд, ходил в одном и том же заплатанном плаще, без всякого сопровождения по городу; запросто общался с людьми, которые имели к нему доступ в любое время дня.
И если взять нашу жизнь, разве мы хоть в чем-то можем сравниться с ними? Мы любим красиво одеваться, вкусно поесть, спим каждую ночь и даже встать на молитву утром для многих целая проблема. Нам тяжело отказаться от каких-то вредных привычек, к примеру, от любви к компьютерным играм или от чрезмерной тяги к сладкому; от дурных склонностей характера. Мы не отказываем себе в удовольствии «перемыть кости» своим друзьям и соседям, сорвать зло на ком-то из близких, проявляем скупость и эгоизм, когда нас просят о помощи.
Наверное, у всех нас периодически возникает чувство бесконечной дистанции между нами и теми требованиями, которые выдвигает религия: не гордиться, не завидовать, не гневаться, желать другому человеку того же, чего желаешь себе:
«Кто обманывает, тот не из нас» (Муслим).
«Не уверует до конца тот, кто не будет желать своему брату того же, чего желает для себя» (Муслим).
«Не войдет в Рай тот, у кого в сердце останется высокомерие даже размером с пылинку» (Муслим).
«Самые близкими ко мне (к Пророку, мир ему) в Судный день окажутся наиболее благонравные, а самыми ненавистными – болтливые, хвастливые и любящие красиво говорить (ради собственного возвышения)» (Тирмизи).
Кто из нас может сказать, что всегда говорит одну правду, никогда не приукрашивает события, не любит похвастаться или щегольнуть умными словами в разговоре? Кто всегда обращается с другим человеком так, как с самим собой – прощает ему недостатки (а себе мы все прощаем), желает ему только блага (ведь себе мы желаем только блага), терпелив и снисходителен к другим? Кто смог полностью отказаться от высокомерия?
Что же теперь делать простому человеку, который явно «не дотягивает» до уровня великих людей и праведников – неужели окончательно опустить руки и даже не пытаться к чему-то стремиться, ведь все равно ничего особенного не получится?
Утешением и поддержкой для него может послужить следующее изречение, которое передается в качестве хадиса кудси (слов Всевышнего, которые передаются Пророком, мир ему):
«Если кто-то приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» (Бухари, Ахмад и другие).
Цель жизни любого верующего человека – это близость к своему Творцу, достижение Его довольства. Как мы видим из приведенного хадиса, эта Его близость и Его довольство доступно как героям веры, так и обычным, маленьким людям. Стоит только сделать одно движение навстречу Ему – раскаяться в совершенных ошибках, сделать небольшое благое дело, совершить молитву, раздать милостыню, как Всевышний «бросится бегом» к тебе навстречу.
Конечно, это не следует понимать в прямом смысле – что Всевышний буквально перемещается в пространстве «приближается» или «отдаляется» в физическом смысле от кого-то, «ходит» или «бегает». Речь идет о приближении или отдалении Его довольства человеком, Его милости к человеку. Каждое небольшое усилие, которое делает человек на пути истины и добра, будет замечено и оценено его Господом. Об этом говорит и Коран:
«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит (воздаяние) за него. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит (воздаяние) за него» (сура «Землетрясение», 99:7-8).
Здесь нужно иметь в виду еще такой момент: нельзя оправдывать слабостью свою лень и нежелание прилагать усилия: «Раз я обычный человек, мне далеко до героев веры, до сподвижников, то значит, можно расслабиться. Не нужно бороться с недостатками, не усердствовать в совершении благих дел». Каждый человек должен делать все, что от него зависит по мере своих сил. Пусть это будут малые дела, но они будут совершаться регулярно и усердно.
Однажды Пророка (мир ему) спросили:
- Какие дела Аллах любит больше всего?
Он ответил:
- Самые любимые дела для Аллаха – постоянные, даже если их мало, и они незначительны (хадис приводится у Бухари и Муслима).
Какой же вывод?
Что делать верующему человеку, когда он осознает, что у него мало сил и способностей, так что вряд ли он когда-то совершит какой-то подвиг или великое дело во имя своей религии?
Такому человеку следует помнить, что он также может удостоиться милости Всевышнего, если будет проявлять постоянство в тех небольших делах, которые на него возложены и которые ему вполне по силам. Совершить вовремя молитву, оказать услугу близкому человеку, убрать с дороги мусор, объяснить дорогу прохожему и просто улыбнуться кому-то – все это засчитывается как благие дела и не менее ценны для Творца миров.
Также на эту тему читайте:
10 действенных способов для укрепления имана >>
10 важных жизненных уроков от Пророка Мухаммада (мир ему) >>
Как мусульманин может сделать мир лучше? 7 добрых советов >>
Анна Кобулова