«Воистину, дьявол движется внутри человека, как движется кровь»
Дружба и наши хорошие отношения с окружающими нас людьми обязывают нас избегать всего, что способно причинить им какой-либо вред. Всевышний и Его посланник запретили нам злословить и клеветать, оскорблять и причинять физический вред, обманывать и шпионить. Кроме этого, мусульмане также должны думать хорошо друг о друге и не давать шайтану проникать в их сердце с негативными и порочащими других мыслями.
Плохие мысли о людях (су-и занн) возникают из-за определенных причин и обстоятельств. Иногда так случается, что мы оказываемся не в то время и не в том месте, видим то, чего не должны были увидеть, или же воспринимаем определенную ситуацию лишь согласно увиденному и первому впечатлению. Вот тут-то и приходит шайтан со своими наущениями, и, пользуясь неосведомленностью человека, старается укрепить в его сердце определенную негативную мысль.
Допустим, мы случайно стали свидетелями того, как брат-мусульманин, который ходит с нами в одну и ту же мечеть, идет по улице за руку с непокрытой женщиной. Варианты объяснений увиденному у людей могут быть очень разнообразными. Однако все мы делимся в этом плане на две категории: обвиняющих и оправдывающих.
Скверная мысль сама по себе еще не является «су-и занн», если человек не принимает ее. Если же человек соглашается с возникшей у него плохой мыслью, то она уже становится способной влиять и на дальнейшие его поступки. Имам Газзали (да помилует его Аллах) изрек: «Человек, который думает о других плохо, начинает сплетничать о них или оскорблять. Он воспринимает людей плохими, а себя – праведником, а это, в свою очередь, прямой путь к гибели» («Ихъя улюм ад-дин»).
Аяты, «усмиряющие» религиозную гордость
Нетерпимость часто становится частью религиозности людей, которые не совсем понимают суть религии. Для них быть религиозным значит противостоять кому-то, ненавидеть кого-то, преследовать...
До какой же степени мы должны оправдывать других людей и думать о них хорошо? Если, например, человек не скрывает своих грехов и открыто совершает неугодные Аллаху поступки, разве можно искать ему оправдания? Говоря о таком проблемном вопросе, как такфир, имам Ибн аль-Баззази (да помилует его Аллах) пишет: «Если в делах или словах человека есть множество признаков неверия и лишь один признак веры, то нельзя называть его неверующим. Если же его неверие очевидно, то здесь уже нет места оправданиям» («аль-Фатава аль-баззазия»).
Значит, если есть признаки определенного греха, и нет очевидности, то здесь нужно проявлять «хусн-у занн», т. е. искать оправдания и не давать злым наущениям шайтана укорениться в сердце. Если же грех очевиден или человек сам об этом явно говорит, то здесь следует сделать ему наставление и предостеречь от божьего гнева.
Почему Аллах запретил проклинать людей?
Проклятия зачастую произносятся в сильнейшем гневе, когда одни испытывают страшную злобу к другим. Верующий же не должен проклинать, как говорил об этом Пророк (мир ему), потому что...
Не давайте повода людям
Чтобы у людей не возникало скверных мыслей, не надо давать им для этого повода. Нужно по максимуму избегать таких обстоятельств и факторов, которые дискредитируют и выставляют вас в плохом свете.
Примером в этом для нас является посланник Аллаха (с.а.с.). Когда Пророк (с.а.с.) совершал итикаф в последнюю декаду месяца Рамадан, к нему пришла его жена Сафия. Она поговорила с ним немного, после чего собралась уйти. Пророк (с.а.с.) решил проводить ее. Когда они дошли до ворот мечети, то увидели проходящих мимо ансаров. Увидев их вместе, ансары поспешили уйти, но Пророк (с.а.с.) остановил, подозвал к себе и сказал: «Это моя жена Сафия». Сподвижники, дав понять, что ни о чем таком не думали, сказали: «Пречист Аллах, о, посланник Аллаха!» Пророк же сказал им: «Воистину, дьявол движется внутри человека, как движется кровь. И я испугался, чтобы он не внёс какое-либо зло в ваши сердца».
Почему люди совершают грехи, в которых когда-то обвинили других?
Кто обвинил своего брата в грехе, от которого он покаялся Всевышнему Аллаху, Свят Он и Велик, тот не умрет, пока не испытает его Аллах этим грехом...
Islam-today
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!
Читайте также:
-
Из мужских размышлений об идеальной женщине
Существует ли образ идеальной женщины, уподобляясь которому, прекрасный пол мог бы претендовать на вечную любовь со стороны мужа? Кто- то скажет – выполняющая все правила шариата и покорная мужу.
Тогда почему даже самые религиозные и «правильные» женщины, по всем пунктам выполняющие свой долг перед мужем, не всегда являются образцами любимых и страстно желанных женщин? Достаточно ли лишь подчиняться мужу, чтобы стать совершенной супругой? Нужно ли еще что- то знать и делать женщине, кроме исполнения желаний мужа, чтобы завоевать его сердце
-
Как должна выглядеть мусульманка, находясь дома?
В доме верующих людей царит особая духовная атмосфера, в которой каждый из членов семьи находит покой. Поэтому все члены семьи должны стараться беречь и сохранять эту духовную атмосферу. Невнимательность к домашней одежде и излишняя нагота нарушают эту духовную атмосферу. Особенно внимательным нужно быть, если в доме есть дети.
-
Любимый внук Посланника Аллаха (мир ему)
Сам Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) называл Хасана цветком, излучающим приятный аромат, и господином всех юношей в раю. Он был его любимцем. О том, что Пророк бесконечно любил своих внуков (Хасана и Хусейна) говорят такие детали, как то, что он позволял детям взбираться на его спину во время намаза, подходить к нему, когда он читал хутбу с минбара
-
5 причин, почему Аллах создал проблемы
Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, либо ломают нас, либо делают сильнее и совершеннее, в зависимости от того, как мы реагируем на них. К сожалению, большинство людей не понимает, как Аллах посредством проблем открывает для них новые двери и скрывает за ними блага. Мы терзаем себя, почему произошла та или иная неприятность вместо того, чтобы задуматься о том, какую пользу она может принести.
-
Какие 10 видов поста существуют в исламе?
В исламе выделяют следующие 10 видов поста
-
Смирение сердца и смирение тела
Место смирения – в сердце, и его влияние отражается на всех органах тела. Если сердце испорчено или подвержено наущениям шайтана, если оно угнетено мирскими желаниями, то и поклонение будет небрежным. А если оно смиренно перед Всевышним, часто обращается к Нему, то и поклонение будет искренним. Сердце некоторыми учеными уподоблено королю, а органы тела – слугам. Если свергается король, гибнут органы, а свержение сердца происходит тогда, когда оно отказывается от повиновения Всевышнему…
-
Как пройдет первый день в Аду?
Каким образом будет представлена Адская обитель ее обитателям?
-
Когда в этом году наступит ночь Бараат?
Всё говорит о том, что эту благодатную Ночь необходимо провести не как обычную. Если позволяет физическое состояние и прочие условия, то человеку, для его же пользы, следует постараться до рассвета: