Почти всем из нас приходится тем или иным образом зарабатывать себе на жизнь, кто-то становится наемным сотрудником в частной фирме, кто-то предпочитает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, занимаясь мелким бизнесом, а кто-то сам становится хозяином большого предприятия.
При этом нам следует знать и помнить, что относительно трудовой деятельности – как и в отношении остальных сторон человеческой жизни, наша религия имеет свои правила и запреты.
Как наемный работник, мусульманин становится членом коллектива, в котором трудятся люди разных вероисповеданий, с которыми необходимо строить и поддерживать хорошие отношения. Становясь хозяином большого бизнеса, мусульманин вступает в отношения с партнерами по бизнесу, клиентами и наемными работниками.
Итак, давайте сначала разберем случай, когда вы хотите устроиться на работу в частную фирму в качестве наемного сотрудника. С какими трудностями вы можете при этом столкнуться, и как следует вести себя мусульманину на рабочем месте?
Во-первых, самая главная проблема, которая часто встает перед женщиной-мусульманкой – это вопрос ношения хиджаба на рабочем месте. Не секрет, что многие люди испытывают предубеждение перед такой одеждой, и поэтому отказываются брать на работу женщину в платке. Что тут можно посоветовать?
Сделайте ваш хиджаб красивым – платок тоже можно повязать по-разному, так что люди даже будут делать вам комплименты и спрашивать, как вы так красиво его повязываете. Одевайтесь аккуратно, чтобы ваша одежда не пугала людей, но вызывала бы у них уважение.
Если мужчина-мусульманин носит бороду, здесь такие же рекомендации – пусть она будет у вас небольшой и аккуратно подстриженной, а не длинной и лохматой.
На собеседовании ведите себя уверенно, покажите, что вы хороший специалист и разбираетесь в той работе, которой хотите заниматься. Составьте заранее резюме, если это требуется.
Конечно, в каких-то организациях вам могут отказать с порога, увидев вашу одежду. Но многим работодателям важно не то, что у их сотрудника на голове, но то, что у него в голове – то есть, знания и опыт. Вот для примера рассказы двух девушек-мусульманок, которые нашли работу в Москве:
Гульнара, экономист. Лет пятнадцать назад найти хорошую работу в платке было действительно сложно, но сейчас, когда и ислам в России быстро развивается и хорошее образование получить не проблема, устроиться на работу по специальности вполне реально. В большинстве случаев все решает не платок или его отсутствие, а хорошее резюме и квалификация. Если работодатель видит в тебе профессионала, он возьмет на работу именно тебя, независимо от твоих убеждений. Когда я устраивалась бухгалтером в сеть магазинов бытовой химии, меня взяли без проблем. Отношение на работе ко мне хорошее, начальство меня уважает как хорошего сотрудника.
Хеда, бухгалтер. Когда я искала работу, меня пригласила на собеседование русская женщина, дилер в компании, занимающейся продажей мебели из Шатуры. Ее совершенно не смутило то, что я чеченка и мусульманка, наоборот, она сказала мне, что она сама-верующая христианка, похвалив меня за то, что я не скрываю собственной веры.
А вот что пишут работодатели на вопрос – взяли бы вы к себе девушек в хиджабе?
Елена Никонова: «Если они хорошие работники, почему бы не взять?»
Виктор Кротов: «Если работу хорошо выполняют, то можно, нет разницы, в чем они одеты».
Далее, если вы, слава Всевышнему, нашли работу, как следует вести себя на рабочем месте, чтобы не уронить своего достоинства как верующего человека?
1. В своем поведении старайтесь найти золотую середину – не поступайтесь своими ценностями, чтобы быть «как все», но и не превращайтесь в высокомерного сектанта, который презирает остальных людей за то, что они не такие религиозные как он.
2. Мусульманина должно отличать трудолюбие и усердие в работе – выполняйте порученную вам работу старательно и ответственно, не отлынивайте и не халтурьте. Всевышний говорит об этом:
«Человеку уготовано только то, что (заслужил) он усердием, и усердие его будет замечено» (ан-Наджм, 39-40).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самая лучшая пища для человека – это пища, на которую он заработал собственным трудом».
3. Будьте доброжелательны с коллегами по работе: здоровайтесь с ними, узнавайте, как их дела в семье, проявляйте сочувствие при необходимости, не отказывайте в помощи.
4. Не передавайте ни о ком сплетен и слухов, не участвуйте в обсуждении отсутствующего человека – ведь таким же образом могут обсуждать и вас. Если возможно, то постарайтесь донести до других людей мысль о том, что подобное времяпрепровождение некрасиво.
5. Ведите себя вежливо и приветливо с обслуживающим персоналом вашей фирмы – с охранниками, уборщиками, вахтерами, здоровайтесь с ними, уважайте их труд, не создавайте им лишней работы. Не следует презирать их и смотреть на них свысока только за то, что их положение ниже вашего, всякая работа – если она выполняется честно и старательно, почетна и уважаема.
6. С сотрудниками противоположного пола ведите себя приветливо, но при этом соблюдайте дистанцию, не ведите себя фамильярно, поскольку это могут истолковать превратно. Старайтесь не оставаться с ними наедине, если другой человек начнет проявлять к вам излишний интерес, постарайтесь вежливо, но твердо дать понять, что ваши отношения могут быть только деловыми.
7. Еще одной проблемой могут быть совместные праздники и корпоративные вечеринки. Если вы откажетесь наотрез в них участвовать, у вас могут быть проблемы на работе, если же будете веселиться вместе со всеми, то вам придется находиться в обществе людей, употребляющих алкоголь, что тоже порицаемо. Здесь тоже постарайтесь найти середину между двумя крайностями.
Если у кого-то из сотрудников день рождения, и он зовет всех в кафе или ресторан, или организует празднование на работе, пожелайте ему всего хорошего, при необходимости, поприсутствуйте небольшое время на его празднике, а затем постарайтесь незаметно покинуть его. Таким же образом можно поступить на мероприятии по случаю какого-то праздника. Побудьте небольшое время, а потом уйдите, сославшись на какие-то дела или плохое самочувствие.
Если же вы сами – владелец фирмы, что вам следует знать и исполнять?
1. В отношениях со своими деловыми партнерами и клиентами будьте честны, соблюдайте заключенные договоры, старайтесь не подводить других людей. Мусульман всегда отличала честность и умение держать свое слово.
«О, вы, которые уверовали, исполняйте договоры [которые заключены между вами и Аллахом, а также людьми]». (Сура аль-Маида).
«Кто обманывает, тот не из нас» (Муслим).
2. Вовремя платите налоги, которые законодательство данного государства требует от вас выплачивать. К сожалению, многие мусульмане почему-то считают себя вправе не платить налоги страны, где они живут, ссылаясь на то, что это немусульманская страна. Однако, в исламе есть понятие договора. Когда каждый из нас получает паспорт гражданина конкретного государства, тем самым, мы обязуемся соблюдать законы этого государства.
Это же относится к людям, которые приезжают работать в какую-то страну. Когда вы получаете визу, вид на жительство, вы обязуетесь соблюдать местные законы. В противном случае, если эти законы вас не устраивают, то никто вас не обязывает жить именно здесь – вы можете переехать на иное место жительства.
Тем более, известно, что налоги формируют доходную часть бюджета государства. Именно из нее потом выплачиваются пенсии, пособия по безработице, пособия на детей. Кто-то из ваших родственников наверняка уже достиг пенсионного возраста, у вас, возможно, есть дети (или вы хотите их иметь в будущем) – то есть, вы рассчитываете на помощь государства в этих вопросах. Тем самым, вовремя платя налоги, вы вкладываете в ваше собственное будущее и будущее ваших близких.
3. Честно и вовремя расплачивайтесь с вашими наемными сотрудниками. Не обманывайте их при расчете, платя им меньше, чем было условлено; не оттягивайте выплату им зарплаты. Скорее всего, у человека нет иных источников дохода, у него на иждивении могут быть семья и родители, так что отказывая ему в справедливой и своевременной оплате труда, вы оказываетесь притеснителем и обидчиком невинного человека.
«Расплатитесь с наёмным работником, пока не высохнет его пот» (Ибн Маджа). Аль-Мунави в книге «Файз аль-Кадир», толкуя этот хадис, говорит: «Веление расплатиться, прежде чем высохнет пот рабочего, сказано в образном смысле, и подразумевается, что необходимо расплатиться сразу, как тот завершит работу, даже если он не вспотеет или пот уже успел высохнуть».
«Всевышний Аллах говорит: «В Судный день Я буду противником троих: человека, пообещавшего Моим именем, а затем поступившего вероломно, человека, продавшего в рабство свободного человека и проевшего полученные за него деньги, и человека, нанявшего работника, потребовавшего от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему» (Бухари).
Итак, какой можно сделать вывод? Когда мы устраиваемся на работу, мы должны помнить о своем достоинстве верующего человека, трудиться честно и ответственно, вести себя с другими людьми доброжелательно, при этом стараясь не совершать ничего запретного.
Если мы сами становимся владельцами бизнеса, к нам относятся те же правила – быть честным, не нарушать заключенные нами сделки, не подводить своих деловых партнеров, выполнять свои обязанности перед государством и своими сотрудниками.
Анна (Муслима) Кобулова