Общество строится из людей. Зная это, Пророк (с.а.с.) уделял каждому своему сподвижнику много внимания. Не делая различий между бедными и богатыми, знатными и лишенными авторитета людей, он воспитывал каждого из них в строгих рамках ниспосланного ему руководства.
В прошлой статье мы начали говорить о пророческих методах созидания праведного общества. Во второй части мы поговорим об очередных пяти методах, к которым прибегал посланник Аллаха (с.а.с.).
Благородный Коран часто приводит различные примеры, притчи и рассказы, призывая людей к размышлению. Пророк (с.а.с.) в свою очередь тоже не ограничивался нравоучениями и сухими повелениями. Он приводил людям различные логические доводы и разумные обоснования, учитывая интеллектуальный уровень каждого из своих собеседников.
Пророк (с.а.с.) старался разъяснять причину установления некоторых положений в шариате или рационально доказывать то, почему те или иные действия запрещены в религии.
Абу Ваиль (р.а.) рассказывал: «Однажды мы отправились к Урве ибн Мухаммаду. Один из соплеменников Урвы разозлил его, на что тот встал и совершил омовение. Чтобы объяснить нам свой поступок, он сказал: «Посланник Аллаха однажды сказал нам: «Гнев – от шайтана, который создан из огня. Огонь нужно тушить водой, поэтому совершайте омовение, если вы разгневаны» (Абу Дауд, Ахмад).
Известен также случай, когда один юноша попросил у Пророка (с.а.с.) дозволения на прелюбодеяние. В то время прелюбодеяние каралось физически, и Пророк (с.а.с.) мог просто напомнить юноше о том, что это действие является запретом самого Всевышнего Аллаха. Однако божий Посланник (с.а.с.), обращаясь к разуму этого юноши, спросил: «Был бы ты доволен, если бы кто-либо совершил прелюбодеяние с твоей матерью или сестрой?» Юноша ответил: «Нет, ни в коем случае, о, посланник Аллаха!» Пророк (с.а.с.) изрек: «Так же и другие люди не хотели бы, чтобы с их матерями, сестрами или дочерями совершали прелюбодеяние».
«Клянусь Аллахом, истинно верующий подобен пчеле, потребляет благое и оставляет после себя благое. Где она ни окажется, – то не разрушит и не испортит, и если сядет на ветку или на цветок, то не разрушит их и не испортит», – сказал посланник Аллаха (с.а.с.), сравнивая верующего человека с трудолюбивой пчелой.
Подобных сравнений множество в Коране и в сунне Пророка (с.а.с.). Сравнения нужны для того, чтобы пояснить одно явление с помощью другого. Они придают словам выразительность, создавая яркий образ в голове у слушателей.
В другом своем хадисе Пророк (с.а.с.) сказал: «Если постараться образно представить меня и моих последователей, то вот пример: человек разжег костер, а мотыльки летят на его свет и гибнут в пламени. Я держу вас за пояса, чтобы вы не оказались в огне, но многие из вас безрассудно бросаются в него, как эти мотыльки» (аль-Бухари).
Визуализация в качестве создания образов к информации является очень важным приемом в обучении. Как считают современные ученые, около 80% информации мы получаем через глаза. Чем больше интересных и ярких образов, тем интереснее текст для восприятия.
К визуализации прибегал и посланник Аллаха (с.а.с.). Однажды, сидя вместе со своими сподвижниками, Пророк начертил прямоугольник, потом он начертил в середине его линию, выходящую за его пределы, после чего он начертил несколько маленьких линий, доходящих до той линии, которая была посередине. Затем он сказал: «Это — человек. То, что его окружает – предопределенный для него срок жизни, а то, что выходит за пределы прямоугольника, – его надежды. Эти маленькие чёрточки – превратности судьбы, которые его постигают, и если минует его одно, то схватит зубами другое, если же минует его второе, то схватит зубами первое».
В этом хадисе Пророк (с.а.с.) призвал людей не возлагать надежды на далекое будущее, а стараться всегда быть готовыми к смерти.
Также сообщается, что однажды божий Посланник (с.а.с.) кинул перед собой два камня: один дальше другого. Затем он спросил: «Знаете, с чем схожи эти два камня?» Сподвижники сказали: «Аллах и Его посланник лучше знают». Пророк ответил: «Камень, что ближе, – смерть, а камень подальше – человеческие надежды».
Однажды Му'аз ибн Джабаль (р.а.) попросил Пророка (с.а.с.) сделать ему наставление. В конце своего наставления Пророк (с.а.с.) указал пальцем на свой рот и сказал: «Удерживай вот это! (т.е. говори только благое)» Му'аз спросил: «О, Пророк Аллаха! Неужели мы будем спрошены за то, что мы говорим?» Пророк ответил: «Да лишится тебя твоя мать о Му'аз! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?» (ат-Тирмизи).
Есть множество сообщений, в которых указывается, как посланник Аллаха (с.а.с.) жестикулировал. Однажды, скрестив пальцы рук, он сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга» (аль-Бухари, Муслим).
Пророк (с.а.с.) знал ответы не на все вопросы, однако то, чему он учил людей, было вполне достаточным, чтобы спасти их от наказания Аллаха. Люди часто задавали ему вопросы, и иногда это были неуместные вопросы, ответы на которые не знали ни пророк, ни посланники до него. Вместо того, чтобы прямо отвечать на эти вопросы, он переключал внимание спрашивающих на более важные темы.
К примеру, однажды один человек задал ему вопрос: «Посланник Аллаха! Когда наступит Судный день?» Пророк (с.а.с) на это ответил: «А что ты приготовил для него?» Сподвижник ответил: «Я не приготовил для него много молитв, поста и пожертвований. Однако я люблю Аллаха и Его посланника». Пророк (с.а.с.): «Человек будет с теми, кого он любит» (аль-Бухари).
Продолжение следует…
Islam-today