Ценные уроки из суры «Пчелы»: что сказал Пророк (ﷺ) юноше, который отрекся от веры?

Сура «Пчелы» (ан-Нахль), которая состоит из 128 аятов, входит в список самых длинных сур. Большинство аятов были ниспосланы в Мекке, и только три аята (126-127-128), по мнению толкователей, были ниспосланы в Медине.

Сура «Пчелы» была названа так потому, что Всевышний Аллах в ней рассказывает о той великой пользе, что приносят людям эти удивительные насекомые. Аллах назвал лишь часть пользы, что приносят пчелы: «Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (ан-Нахль, 69).

Пчелы не только дарят людям целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляют растения, чем способствуют продолжению жизни на Земле. Опыления, по подсчету специалистов, требуют более 200 тысяч видов растений. Среди них множество видов, которые не могут плодоносить без насекомых и производить семена. Также ученые утверждают, что тысячи тонн овощей и фруктов люди получают именно благодаря труду пчел.

Данная сура имеет и другое название: «ан-Ни'ам» («Блага»). Некоторые толкователи назвали ее так по той причине, что Аллах рассказывает в этой прекрасной суре о Своих великих милостях и дарах.

Причина ниспослания

Аяты суры «Пчелы» были ниспосланы по разным причинам. О причине ниспослания первых аятов приводятся различные сообщения в сборнике имама Муслима.

Джабир ибн Абдуллах (р.а.) рассказал, что после ниспослания слов: «Приблизился Час, и раскололся месяц» в суре «аль-Камар», многобожники сказали друг другу: «Мухаммад утверждает, что Судный час вот-вот настанет. Давайте на время прекратим гонения и посмотрим, наступит ли Час». Спустя несколько дней они подошли к Пророку (с.а.с.) и сказали: «Мухаммад, ничего не произошло!» Тогда Всевышний Аллах ниспослал первые аяты суры «аль-Анбия»:

«Приблизился к людям расчет с ними, однако они с пренебрежением отворачиваются». После этих слов многобожники снова испугались и оставили свои козни на определенное время. Спустя несколько дней они пришли к Пророку (с.а.с.) и сказали: «Мухаммад! Мы до сих пор не видим того, о чем ты нам рассказываешь!»

После этого Аллах ниспослал Своему посланнику: «Веление Аллаха придет, и не пытайтесь это ускорить. Преславен Он и превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (ан-Нахль, 1).

Получив данное откровение, Пророк (с.а.с.) вскочил со своего места и сказал, показав два пальца: «Я был отправлен вместе с Судным часом, как эти два (пальца)»

Относительно причины ниспослания других аятов также имеются сообщения в хадисах. В сборнике «аль-Кашшаф», например, упоминается, что однажды Убай ибн Халяф аль-Джахми пришел к Пророку (с.а.с.) с трухлявыми костями в руках и сказал: «Мухаммад, неужели ты считаешь, что Аллах может оживить вот эти кости после того, как они превратятся в прах?» Тогда Всевышний Аллах ниспослал:

«Он сотворил человека из капли, и после этого тот открыто пререкается» (ан-Нахль, 4).

Достоинство траты ради довольства Аллаха

В суре «ан-Нахль» Всевышний Аллах привел сравнение верующих и неверующих людей, сказав: «Аллах привел притчу о рабе, который принадлежит другому и ни на что не способен, и человеке, которому Мы даровали прекрасный удел и который расходует его тайно и открыто. Равны ли они? Хвала Аллаху! Но большая часть людей не знает этого» (ан-Нахль, 75).

Неверующие люди схожи с рабами, которые ничем не владеют, по той причине, что они не верят в Господа и не расходуют свое имущество ради Его довольства. Все богатства, что есть у них, останется другим людям, после их смерти. То есть, фактически они не владеют тем, что у них есть в этом мире. Более того, они не используют это ради того, чтобы обрести благополучие и несметные богатства в будущей жизни. С каждым днем они лишь увеличивают бремя своих грехов, чтобы в Судный день быть ввергнутыми в нижайшие степени Ада.

Что касается верующих людей, то Всевышний Аллах сравнил их с свободными людьми, которые распоряжаются своим имуществом так, как считают нужным. Верующие люди тратят часть своих средств на пути Аллаха, зарабатывая великие награды в будущей жизни и добиваясь довольства Всевышнего.

Слова неверия, сказанные под принуждением

Никто не может заставить человека веровать или перестать верить душой. Что же будет с людьми, которые отреклись от религии на словах под угрозой смерти?

Ответ на этот вопрос был ниспослан в суре «Пчелы»: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, - не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (ан-Нахль, 106). Эти слова были ниспосланы относительно Аммара ибн Ясира (р.а.), история которого известна многим мусульманам.

Сообщается, что когда многобожники схватили Аммара и его родителей, они привязали их и стали пытать в надежде, что они отрекутся от религии ислам. Не выдержав пыток, Аммар ибн Ясир (р.а.) оскорбил Пророка (с.а.с.) и возвеличил на словах идолов. Его отпустили, и он поспешил к Пророку (с.а.с.). Увидев взволнованного Аммара, Пророк (с.а.с.) спросил: «Что случилось?» Юноша ответил: «Зло, о, посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, они отпустили меня лишь тогда, когда я отрекся от тебя и отозвался об их божествах благим словом!»

Пророк (с.а.с.) спросил: «А каким было твое сердце?» Аммар сказал: «Оно было наполненным верой». Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Если они снова схватят тебя, поступи так же».

Islam-today

Социальные комментарии Cackle