Поучительные истории, которые названы притчами в Коране, принято относить к ясным притчам. Коранические притчи придают отвлеченным рассуждениям конкретность и образность. Они играют важную роль в формировании духовного облика верующего.
В 264-м аяте суры «Бакара» приведена притча «о голом камне»:
«О, верующие! Не уничтожайте свое милостыню попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество напоказ людям, не веря при этом в Аллаха и в Судный день. Он подобен большому камню, покрытому пылью. Начался ливень и оставил (камень) гладким (и чистым). Они не получат ничего за то, что совершили. Аллах не ведет прямым путем неверующих».
Это интересно: Будем ли мы в своем уме во время допроса в могиле?
Смысл этой притчи в том, что сердце человека, лишенное искренности и помогающее людям только из корысти, подобно гладкому камню, покрытой слоем пыли. Но выпал ливень, и пыль смылась. Он же думает, будто у него много плодородной земли, которая даст ему обилие плодов. В действительности и одного ливня достаточно, чтобы смыть с нее весь слой земли, он снова стал гладким и бесплодным.
Если добрые деяния совершаются не из чистых пробуждений, то человек в конечном итоге не сумеет извлечь пользы из них. Все дела оцениваются по намерениям, и каждый получает только то, к чему он действительности стремился. Пожертвование не должно быть ради показухи и тщеславия.
Удивительный смыл кроется также в аяте 261, в притче «о пользе праведных деяний»
«Те, кто расходуют свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах увеличивает(награду), кому пожелает. И Аллах Всеохватывающий, Знающий».
Смысл этой притчи в том, что добро порождает добро, и благодеяния приносит пользу и тем, кому оказано помощь, и тому, кто оказал ее. Такие пожертвования приносит двойную пользу, ведь они не только позволяют людям избавиться от нужды, но и способствуют исправному совершению благодеяний и богоугодных поступков.
Наряду с этим, Всевышний вознаграждает тех, кто творит добро, приумножая эту награду в семьсот раз и даже более того. Он увеличивает вознаграждение, кому пожелает, в зависимости от той веры, которая утвердилась в душе, чистоты намерений и той пользы, которую приносит совершенное благодеяние.
Также в аяте 265, притча «о саде на холме».
«Те же, кто расходует имущество, чтобы заслужить довольство Аллаха и укрепить себя (получив награду), подобны саду на холме. Если его польет ливень, он принесет двукратный урожай. А если не польет ливень, то ему достаточно и моросящего дождя. Аллах видит все, что вы делаете!»
Если человек расходует имущество ради Аллаха, то Он принимает его пожертвования и даже приумножает их, потому что они являются результатом его веры и глубокой искренности. Но любое количество дел, совершенных не ради Аллаха, не принесет человеку абсолютно никакой пользы.
Притчи не только вдохновляют на совершение достойных поступков, но и удерживают от потакания страстям, а также от злоупотребления властью и положением. В то же время в 266-м аяте в притче «О саде, который был поражен огненным вихрем» говорится: «Хотел бы кто-то из вас владеть садом с (финниковыми) пальмами и виноградниками, под которым текут реки, и для него там (были бы) все плоды, а когда его настигнет старость. А дети будут еще слабы, чтобы (этот сад) уничтожил ураган с огнем, который сжег бы его?»
Если человек расходует имущество ради Аллаха, а затем попрекает людей оказанной им милостью, если он оскорбляет их или совершает иные поступки, делающие тщетными его благодеяния, то он уподобляется хозяину сада, который сгорел после пронесшегося над ним огненного вихря.
В Судный День человек-лицемер испытывает невосполнимую горечь и разочарование, подобно владельцу погубленного сада. Кто захочет оказаться в его положении? Никто! Поэтому Всевышний Аллах ниспослал это откровение в вопросительной форме.
Коранические поучительные истории являются одним из способов доведения истины до человеческого сознания, они разъясняют истинный смысл тех или иных предписаний и поэтому приносят всему человечеству неоценимую пользу. Недаром Всевышний Аллах сказал:
«И такие примеры Мы приводим людям, но понимают их лишь обладатели знания» (Паук, 43).
Хайрутдинова Г. И., студентка РИИ
Фото: elements.envato.com.