Фото: fizkes/ shutterstock.com
Справедливость, которая в своем основном смысле означает «предписание и праведность», как юридический термин означает «давать каждому человеку то, что он заслуживает, плохое ли это или хорошее».
Слово справедливость, в рамках этого смысла, имеет широкий спектр значений, таких как лояльность, доброжелательность к людям, солидарность с другими, общение, избегание зависти, отвечать добром на зло, уважение к старшим, любовь к младшим.
Воистину, справедливость – это концепция, которая обсуждалась и пыталась быть объясненной на протяжении всей истории.
Тем не менее, общее значение этой концепции, являющейся центром жизни, с первых веков до сегодняшнего дня так и не было определено.
Возвращение или невозвращение прав владельцу в общем смысле также интересует правление и судебную систему. То есть, когда мы говорим о справедливости, в первую очередь на ум приходят государственные организации и суда. Однако, справедливость в нашей повседневной жизни имеет немаловажное значение относительно межличностных отношений.
Аят: «Аллах велит блюсти справедливость, благодеяние и дары близким; Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещает вас; быть может вы помяните назидание» (Нахль, 16/90) отмечает этот широкий спектр справедливости.
Ислам, в сфере государственного управления, сосредоточился на дилемме «справедливый» и «жестокий» правитель. Ислам отмечает превосходство и награды Аллаха справедливому и наказания, с которыми жестокий столкнется в этой и загробной жизни.
Согласно повелению Пророка, если правитель распространит сознание ответственности перед Аллахом, и будет править справедливо, то все его деяния будут защитаны как добрые. Но если будет жесток, то и грех, и наказания взамен будут большими (Бухари, Джихад, 110).
Жестокость является отражением несправедливости. «Любое проявление несправедливости в одном месте является угрозой для справедливости во всем мире» (Мартин Лютер Кинг). Поэтому, позволение свершению несправедливости является жестокостью (Муслим, Бирр, 15).
Фото: Jacob_09/ shutterstock.com
Ислам, в той же мере защищает от жестокости, в какой поощряет справедливость. В этом отношении ислам не делает каких-либо различий между жестокостью к себе или жестокостью к другим.
Всевышний Аллах велит: «О, мои рабы, Я запретил себе жестокость. Я запретил вам жестокость; не будьте же жестокими» (Муслим, Бирр, 15).
Пророк Мухаммад ﷺ, когда отправлял Муаза бин Джебеля в Йемен правителем, дал ему следующие наставления: «Берегись от проклятий угнетенных. Потому, что между ними и Аллахом нет никаких преград» (Бухари, Закят, 62).
Высшей справедливостью является справедливость Аллаха. Никто не сможет скрыть свои злые деяния от Его справедливости, потому, что даже если не в этой жизни, то в следующей он обязательно получит сполна за свои заслуги. Потому, что Аллах даст отсрочку, но никого не оставит безнаказанным.
Точно также, справедливый человек будет в полной мере вознагражден всеми наградами, которые подготовил для него Аллах. Законы Аллаха ясны:
«В Судный День Мы установим справедливые весы и ни с кем не поступят несправедливо» (Анбийа, 21/47).
С помощью справедливости слабые добьются своих прав; тираны получат возмездие за угнетенных, владельцы прав быстро и легко воссоединятся со своими правами. Справделивость – это одна из важнейших ценностей. Каждый, человек общества, имеет право пользоваться этим принципом.
Точкой применения принципа справедливости является сам индивид. Человек, прежде всего, обязан быть справедлив по отношению к самому себе. Нельзя ждать справедливости по отношению к другим от человека, который несправедлив к себе.
По этой причине, Пророк ﷺ сделал замечание Абдуллах ибн Амру ибн Асу, который каждый день держал пост, а каждую ночь молился, тем самым мучая как свое тело, так и свою жену: «Твои глаза имеют право на тебя. Твое тело имеет право на тебя. И твоя семья, также, имеет право на тебя» (Бухари, Савм, 57).
Справедливость с точки зрения ислама
Фото: PIXELGRAPH MEDIA LL/ shutterstock.com
Точно также, Салман аль-Фариси сделал замечание Абуд-Дарде, который из-за поклонений не уделял должного внимания своей семье, и сказал: «Твой Раб, твои желания, твоя жена имеют право на тебя. Так, верни же права их владельцам!».
Позже Посланник Аллаха ﷺ, сказав: «Салман истину говорит», подтвердил эти слова (Бухари, Савм, 51).
Справедливость вместе с правом являются основными человеческими ценностями ислама. Потому что справедливость является основой индивидуальной, семейной, социальной и политической жизни. По этой причине, Коран поставил целью всех божественных религий применение справедливости среди людей и указал, что взвешенное и стабильное поведение является сущностью справедливости (Хадид, 57/25).
Аят: «Таким образом, Мы сделали вас одной общиной, чтобы вы были свидетелями (примерами) для людей, а Пророк был вашим свидетелем (и примером)» (Бакара, 2/143) также подчеркнул эту цель с помощью Исламской уммы (община).
Тонко мыслящий человек сможет увидеть, что между «справедливостью» и «сдержанностью» есть постоянная и сильная причино-следственная связь. Справедливость питает сдержанность, а сдержанность находится под защитой справедливости.
Фото: ESB Professional/ shutterstock.com
Мироздание имеет великолепный баланс и гармонию. До тех пор, пока человек соблюдает справедливость, он будет беречь этот баланс и найдет общую точку, не бросаясь из крайности в крайность.
По мере того, как справедливое поведение распространяется в обществе, справедливость захватывает душу общества, возникает сдержанность в образе жизни, в поведении и в борьбе с трудностями. К тому же, говорится, что «справедливость – основа имущества».
Причиной этого, является положительное влияние справедливости на людей, общество и человеческую жизнь. Современный человек остро нуждается в принципе справедливости, который подчеркивает ислам, на пути к созданию счастья на земле и прекрасного будущего для человечества. Потому что, для стабилизирования мира, необходимо соблюдать права всех людей во всемирном, в межгосударственном, региональном, индивидуальном или социальном масштабе, а также в каждой области. Больше нет никакого выхода, кроме как блюсти справедливость.
В повседневной речи справедливость воспринимается как равенство, но справедливость – это более широкая концепция, включающая равенство. Что правда, так это то, что справедливость основана на компентентности, а не на равенстве. Это также подчеркивается в определении справедливости, как «каждый получит то, что заслужил, хорошее ли это или плохое».
Фото: Zurijeta/ shutterstock.com
Равенство может означать справедливость в том случае, если все стороны находятся в равном положении перед лицом положительной или отрицательной ситуации. Фактически, мера заслуги включает в себя равенство.
Справедливость – основная догма ислама
Амина Давришева