Мы постоянно разговариваем с людьми. Обо всём, что нас радует, пугает, расстраивает, обнадеживает, словом - о своих переживаниях. Рассказывая, мы не ограничиваемся сухим перечислением фактов, но считаем нужным эмоционально окрасить повествование. Поэтому в наших разговорах практически всегда сквозит отношение к людям и событиям. Но всегда ли это отношение обосновано?
Ведь очень многое в жизни неизвестно нам до конца. Самих себя мы воспринимаем как привыкли, и это далеко неполное знание о себе. Произошедшее событие нам дано увидеть только с определённого ракурса. Но ведь у него много сторон, нам не открытых. А окружающих людей мы не можем понять до конца, просто потому что “чужая душа - потёмки”, причём навсегда.
Правила поведения в интернете >>
Проясни до разговора
Пророк Мухаммад (мир ему) объяснял: «Кто верует в Аллаха и в Судный День, пусть говорит благое или молчит» (привёл имам Муслим; смысл). Чтобы избежать проблем в этом мире и после него, общаясь с кем-либо, необходимо иметь ясность, как минимум, по двум вопросам:
1. Надо ли знать собеседнику то, о чём я хочу рассказать?
Задумаемся, есть ли у нашего слушателя необходимость в информации, которую мы собираемся передать. Возможно, это нечто пустое или вредное, что засорит человеку ум и сердце. А, может, и что-то неприятное, не зная чего, он спокойно бы жил дальше. Короткий анализ избавит нас от репутации болтуна и сохранит уважительное отношение со стороны собеседника.
«Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляют смирение в намазе, кто отворачивается от бесполезного [в словах и прочем]» (сура «аль-Му’минун», 23:1-3; «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
Кроме того, обратим внимание, не связано ли наше сообщение с кем-то третьим? Ведь тогда нужна уверенность, что тот третий согласен на распространение информации о его жизни. Обдумав и эту сторону, мы сможем избежать греха сплетни или клеветы.
«Те же, кто необоснованно оскорбляет верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя тяжесть клеветы и явного греха» (сура «Аль-Ахзаб», 33:58; «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
2. Надо ли сообщать эту информацию именно здесь и сейчас?
Для сообщения какой-либо новости, необходимо подобрать подходящий момент. Так, должно быть учтено время суток. Например, если дело терпит до утра, не стоит сообщать о нём перед сном. Важна и текущая ситуация: неправильно сообщать что-то волнительное, например, жене у дверей роддома или студенту перед экзаменом. Нельзя игнорировать также возраст, состояние здоровья собеседника, его индивидуальные особенности и т.д.
«Рассудительность − от Аллаха, а поспешность − от шайтана» (привел имам аль-Байхакы; смысл).
Поступив осмотрительно в этой части, мы не причиним беспокойства людям, не заденем их прав и, опять же, сохраним с ними нормальные отношения.
Избегай в беседе
К одному праведнику пришёл человек и так начал свою речь: “Некто говорит о тебе такое...!” Потом он передал мудрецу слухи, которые кто-то о нём распускал. Выслушав посетителя, праведник помолчал. А затем ответил совсем не на слухи, а тому, кто их принёс:
“Ты пришёл навестить меня, а совершил три серьёзных провинности...
Во-первых, ты стал причиной возникновения в моей душе неприязни к брату-мусульманину. Хотя, возможно, что ты неправильно истолковал и передал его слова.
Во-вторых, ты нашёл пустое занятие моему свободному сердцу. До твоих речей я никогда не думал о том брате. А теперь мысль о нём, пусть немного, но забирает внимание моей души, уменьшая размышления об Аллахе.
И, в-третьих, ты сам же явился причиной утраты моего доверия к тебе. Ибо, тот, кто передаёт мне разговоры людей, непременно передаст им и мои слова” (Рухуль-Байан 3:444).
4 случая, когда в Исламе разрешено сплетничать >>
Гузель Ибрагимова