Хитрость – это лукавство, искажение фактов, образов действительности. И в основе ее лежит ложь, малая или большая.
Хитрость и лукавство запрещены, и считаются грехом. Тем более, если хитрость касается вопросов религии, то это является еще большим грехом. Например, попытки представить харам халялем, или халяль харамом; изменять обязательные виды поклонений, исходя из собственных желаний; хитрость, ради приобретения материальных выгод.
В каждом деле является фардом избегать хитрости и лукавства. Недобросовестное выполнение взятых на себя обязательств или попытки скрыть от клиентов недостатки в продаваемом товаре или в оказываемых услугах, является харамом, вне зависимости от того, кем является клиент, мусульманином или немусульманином. Если в продаваемом товаре имеются какие-либо недостатки, то необходимо проинформировать об этом покупателя. В риваяте, переданном от Василя ибн Аска (радыйаллаху анху) говорится: «Я слышал, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Не разрешено скрывать недостатки продаваемого товара. И никому не разрешено умалчивать это, зная об этом»».
Продавцу очень трудно отказаться от соблазна скрыть недостатки продаваемого товара. Но если он сможет удержаться от этого, то будет считаться совершившим большой джихад. Для того, чтобы преуспеть в этом, необходимо быть очень внимательным при закупках товара, не покупая то, что имеет недостатки. Если же он покупает бракованный товар, то у него должно быть намерение известить покупателей об этом недостатке. Если же торговец обманулся, закупив некачественный товар, то он ни в коем случае не должен обманывать своих покупателей, пытаясь за их счет возместить свою ошибку, нанося тем самым им ущерб. Необходимо твердо помнить, что хитрость не увеличивает удел человека. Наоборот, хитрость становится причиной того, что имущество и торговля этого человека утрачивают баракят. В одном из хадисов говорится: «Если к торговле примешивается вероломство, то баракят уходит».
Баракят подразумевает наличие большой пользы, в небольшом количестве имущества. Большое имущество лишенное баракята станет причиной бедствий для своего хозяина как в мирской жизни, так и в жизни вечной. Поэтому нужно просить не большого количества имущества, а удела, который наделен баракятом. Если торговец будет честен со своими покупателями, то даже небольшое его имущество очень скоро прирастет. Так как клиенты всегда хотят иметь дело с честным торговцем. Что же касается хитреца и обманщика, то никто не захочет иметь с ним дела. Жизнь человека очень коротка. А ахират – вечен. Разве стоят несколько дней этой жизни проведенные в богатстве, добытом нечестным путем, того, чтобы ради этого разрушить свою вечную жизнь, обрекая себя на мучения? Тот, кто задает себе такой вопрос, никогда никого не обманет и не проявит вероломства.
Islam-Today