Кул Гали и отражение красоты души человека в поэме «Кысса-и Йусуф»

Фото: Abs0lute/ shutterstock.com

Фото: Abs0lute/ shutterstock.com

Начало: Наследие татарских ученых в области тасаввуфа

Знаменательным событием в истории развития литературы Поволжья стало появление в 1233 году поэмы «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе») Кул Гали. Исследователи отмечают влияние на её создателя творчества поэтов-суфиев Абулькасима Фирдоуси (935-1020) и ʻАбдуллаха аль-Ансари (1006-1089).

Йусуф в изображении Кул Гали – воплощение духовного и физического совершенства, идеальный правитель, обладающий мудростью и справедливостью. Верность долгу, подчинение своих чувств разуму – определяющие черты его характера.

Физическая красота Йусуфа – отражение красоты его души. Он полон милосердия и сострадания, щедр и великодушен, не подвержен страху и власти инстинктов.

Нравственному совершенству, правдивости главного героя противопоставляются лживость, обман его братьев, клевета Зулейхи, которая долгими годами страданий вынуждена искупать свой грех. В поэме отчетливо проступают суфийские мотивы – мотив искупления страданием, звучащий в судьбах Йусуфа и его отца, истории любви Зулейхи, нравственное совершенствование через преодоление испытаний, выпадающих на долю ступившего на путь познания Истины.

Повествуя о перипетиях судьбы главного героя, поэт неустанно акцентирует внимание на таких его качествах как сабр (терпение), таква (богобоязненность), сидк (правдивость). Благодаря этим качествам, сохраняя верность своему Создателю, он с честью проходит сквозь все невзгоды и лишения и достигает реализации своих желаний не в загробной, а в этой земной жизни.

10 важных уроков для каждого из татарской поэмы «Кысса-и Йусуф»

Фото: The Tale of Yusuf/ shutterstock.com

Фото: The Tale of Yusuf/ shutterstock.com

Главная идея, проводимая автором, сводится к проповеди коранического мотива «прекрасного терпения» (сабр джамил) и упования на Творца, который, посылая необходимые для укрепления человеческого духа испытания, никогда не оставляет своих преданных служителей и в итоге щедро вознаграждает.

В XIV в., тогда как в литературной жизни основных тюркоязычных государств Центральной и Малой Азии продолжает господствовать фарси, в Золотой Орде литература на тюрки интенсивно развивается и достигает стадии своего подлинного расцвета.

Развитие это происходит в условиях непрерывного взаимодействия с этими регионами, под непосредственным влиянием персидской классической поэзии, хорошо известной и почитаемой в Поволжье. Поэзия эта воспринималась как общее наследие мусульманских народов, а достаточно высокий уровень владения персидским языком в кругах интеллектуальной элиты не оставлял препятствий в ее распространении. Фирдоуси, ʻАттар, Хайям и другие поэты читались в оригинале. Об этом свидетельствуют многочисленные списки их сочинений, найденные на территории Поволжья и Приуралья.

Нияз Сабиров «Тасаввуф» 

Социальные комментарии Cackle