Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) – один из самых выдающихся сподвижников посланника Аллаха (мир ему). Он происходит из ансаров, из племени Хазрадж.
Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) был признанным в своей общине поэтом, а также он в совершенстве владел грамотой. Он был третьим командующим мусульманским войском в битве при Мутга. Эта битва состоялась в восьмом году по Хиджре и велась против сил византийской Империи. В одной из таких битв он и был убит.
Именно Абдуллу ибн Раваха Посланник Аллах (мир ему) отправил собрать дань с мятежных племен, восставших, вопреки договору, против мусульман и разбитых в битве при Хайбаре.
Представители проигравшей стороны попробовали подкупить Абдуллу ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) передав ему драгоценности своих женщин. Цель подкупа заключалась в том, чтобы Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) не стал описывать все имущество и уменьшил площади полей, таким образом взял в качестве дани меньшую сумму.
Однако Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) так ответил на попытку подкупа: «Клянусь Аллахом, ни моя чрезмерная любовь к Посланнику Аллаха, ни тем более моя неприязнь к вам не повлияет на мое решение».
Иными словами, Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) дал понять, что в решении справедливо оценить имеющееся имущество и взять полагающуюся дань он будет руководствоваться исключительно волей Всевышнего Аллаха.
Справедливость, как концепция, так и образ жизни человека, является благородной и свободной и должна оставаться таковой. В этом смысле справедливость будет восприниматься как божественное качество. Только путем поощрения и осуществления подлинной справедливости люди и их общества могут быть подняты на более высокие уровни.
Таким образом, согласно слову и духу Корана, справедливость всегда связана с благочестием, добротой, правдой и победой. Несправедливость, в свою очередь, связана с ложью и злобой. Все Пророки и посланники Аллаха несли справедливость человечеству как одну из величайших милостей Всевышнего.
Суть и реализация абсолютной справедливости непостижимы человеку. Таким образом, человек может быть только объектом божественной справедливости и ее проводником. Все формы человеческой справедливости являются лишь отражениями божественной справедливости или ее ответвлениями.
Когда Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) высказал пытавшимся подкупить его людям свое отношение к этому, они были ошеломлены настолько, что не смогли скрыть своего восхищения и уважения: «Эта та основа, на которой были созданы и поддерживаются небеса и земля».
Что же конкретно их ошеломило и что они имели ввиду своим ответом? Они увидели в Абдулле ибн Равахе (да будет доволен им Аллах) воплощение откровения Аллаха и призыв Его посланника, мир ему. Физическая природа этого сподвижника, таким образом, отошла на второй план.
Как известно, Посланник Аллаха (мир ему) стремился в первую очередь создавать и развивать человеческий потенциал. Все остальное было второстепенно.
То есть он знал, что именно руками людей будут создаваться, существовать и разрушаться цивилизации. Создав и в достаточной мере развив позитивный человеческий потенциал, можно быть уверенным в успешном существовании общества истины и справедливости.
Islam-today
Также по этой теме читайте:
История о самом скромном сподвижнике Пророка Мухаммада (мир ему)
5 уроков из путешествия Муаза ибн Джабаля в Йемен
Как сподвижники смогли противостоять издевательствам в Мекке?